Дело №...
УИД №...RS0№...-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
г. Волгоград 21 августа 2023 года
Центральный районный суд города Волгограда
В составе судьи Яковлевой А.С.,
При ведении протокола помощником Юрковой А.А,
С участием:
истца Жукова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жукова А. В. к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о включении жилого помещения в реестр муниципального имущества
У С Т А Н О В И Л:
Истец Жуков А.В. обратился в суд с иском к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о включении жилого помещения в реестр муниципального имущества.
В обоснование заявленных требований истец указал, ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской комиссии по рациональному использованию муниципального нежилого фонда за МУ ПЖРЭП-1 Советского района г.Волгограда было закреплено нежилое помещение в цокольном этаже по адресу: ... (в настоящее время - ...) площадью 237,6 кв.м. Данное помещение было разделено на 5 изолированных квартир и предоставлено для постоянного пользования работникам отрасли ЖКХ.
Квартира №... была выделена Жукову А.В., и выдан ордер на жилое помещение №... МУ ПЖРЭП- 1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Жуковым А.В. была произведена реконструкция данного помещения и на основании решения Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение переведено в жилое помещение.
На имя истца открыт лицевой счет для оплаты социального найма и жилищно - коммунальных услуг. Все платежи оплачивает своевременно в полном объеме, задолженности не имеется.
Истец со своей семьей по настоящее время проживает в указной квартире, добросовестно пользуется жилым помещением, правопритязаний со стороны иных лиц не имеется.
До настоящего времени жилое помещение не внесено в реестр муниципального имущества г. Волгограда. Согласно ответу МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют основания для признания истца нанимателем жилого помещения и заключения с ней договора социального найма.
Согласно ответу департамента муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, так как сведения о жилом помещении №... по ... департамент юридическими лицами (правообладателями объектов) не предоставлялись в соответствии с требованиями Порядка №..., оснований для включения указанной квартиры в реестр муниципального имущества не имеется. Предписанная законам процедура включения спорного жилого помещения в реестр муниципального имущества органом местного самоуправления не была соблюдена.
Отсутствие в реестре муниципального имущества жилого помещения №... свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Волгограда обязанности по владению и пользованию муниципальным имуществом.
Просил обязать администрацию Волгограда, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда включить в реестр муниципального имущества жилое помещение №..., расположенное в ..., общей площадью 55,6 кв.м., взыскать с администрации Волгограда в пользу Жукова А.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Жуков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Выслушав истца, проверив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из приведенных выше норм жилищного законодательства и, учитывая период возникновения правоотношений сторон, при разрешении настоящего спора подлежат применению как нормы Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения прав истца на спорное жилое помещение, так и нормы Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно статье 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
На основании части 1 статьи 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Из статьи 6 ЖК РСФСР следует, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Пунктом 1 приложения №... к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов (местной администрации).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской комиссии по рациональному использованию муниципального нежилого фонда за МУ ПЖРЭП- 1 Советского района г. Волгограда было закреплено нежилое помещение в цокольном этаже по адресу: ... (в настоящее время - ...), площадью 237,6 кв. м, что подтверждается копией протокола данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Помещение было разделено на 5 изолированных квартир и предоставлено в порядке очередности для постоянного пользования работникам отрасли ЖКХ.
Квартира №... была выделена истцу Жукову А.В. на состав семьи из трех человек, что подтверждается ордером №... МУ ПЖРЭП-1 от ДД.ММ.ГГГГ. В ордере выделенное помещение указано как жилое.
Жуковым А.В. была произведена реконструкция указанного помещения.
Заочным решением Советского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Жукова А.В. к администрации Советского района Волгограда, МУП «Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации» г. Волгограда о сохранении помещения в реконструированном состоянии, о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение и об обязании принять решение о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Указанным решением суда постановлено: «Сохранить в перепланированном (реконструированном) состоянии нежилое помещение №..., расположенное по адресу: г. Волгоград, Советский район, ..., в параметрах определенных органом технической инвентаризации.
Признать незаконным отказ администрации Волгограда в переводе нежилого помещения №... по ..., в Советском районе г. Волгограда, общей площадью 55,6 кв. м, выраженный в письме № Н-6060-2и от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Советского района Волгограда принять решение о переводе нежилого помещения №... по ..., в Советском районе г. Волгограда, общей площадью 55,6 кв. м, из нежилого помещения в жилое помещение».
Постановлением администрации Советского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... разрешено гражданам: Жукову А. В., Нагибину С. В., Стрижакову В. И. перевести нежилые помещения цокольного этажа №..., №..., №..., расположенные в жилом здании по адресу: Волгоград, ..., в жилые помещения, принимая во внимание заочное решение Советского районного суда г. Волгограда (дело №... о ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ).
Исключить из нежилого фонда нежилые помещения цокольного этажа расположенные в жилом здании по адресу: г.Волгоград, ... перевести их в жилой фонд.
Муниципальному унитарному предприятию Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации внести изменения в технический паспорт жилого дома.
Согласно письму МУП ВМБТИ от ДД.ММ.ГГГГ №... произведена перенумерация помещений расположенных в цокольном этаже жилого ... и внесены следующие изменения в техническую документацию цокольного этажа:
жилому помещению №... присвоен №...;
жилому помещению №... присвоен №...;
жилому помещению №... присвоен №....
Согласно представленным счетам на оплату, лицевой счет на .... 6 ..., Волгограда, оформлен на Жукова А.В. и производится начисление коммунальных услуг. Истец платежи за коммунальные услуги оплачивает своевременно в полном объеме, задолженности не имеет.
Истец с семьей по настоящее время проживает в указанной квартире, добросовестно пользуется жилым помещением, правопритязаний со стороны иных лиц не имеется.
Согласно информации МУП ЦМБТИ от ДД.ММ.ГГГГ по данным Ворошиловского отделения МУП «Центральное межрайонное БТИ» на 01.05.2017г., ... не приватизирована, сведения о зарегистрированных правах в Ворошиловском отделении МУП Центральное межрайонное БТИ» отсутствуют.
Согласно ответу МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение №..., расположенное в многоквартирном ..., не числятся в реестре муниципального имущества Волгограда. Указано, что Жукову А.В. необходимо обратиться в департамент муниципального имущества Волгограда по вопросу включения жилого помещения, расположенного по адресу: Волгоград, ..., в реестр муниципального имущества Волгограда. В настоящее время у Учреждения отсутствуют основания для признания Жукова А.В. нанимателем жилого помещения по договору социального найма, предметом которого являлось бы указанное жилое помещение.
Поскольку материалами дела установлено, что спорное жилое помещение отсутствует в реестре муниципального имущества, в реестре федерального имущества, в связи с чем, единственно возможным выводом о статусе спорного жилого помещения на момент его предоставления истицу является вывод о том, что названное жилое помещение относилось к ведомственному имуществу.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вселение истца в спорное жилое помещение было произведено на законных основаниях, его право на проживание в спорной квартире никем не оспаривалось.
Законодательством, действовавшим в период предоставления истцу спорной квартиры, предусматривались следующие виды собственности: социалистическая и личная собственность граждан. В свою очередь, к социалистической собственности относилась государственная (общенародная) собственность, колхозно-кооперативная собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций (ст. 93 ГК РСФСР).Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № (в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 1 Приложения № к указанному постановлению установлено, что объекты жилищного и нежилого фонда, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, являются объектами, относящимися к муниципальной собственности.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 49 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться:
1)имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2)имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3)имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4)имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5)имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Статьей 51 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведения об объекте - жилое помещение (квартира) 112, расположенное по адресу: г. Волгоград, ..., в департамент юридическими лицами (правообладателями объекта) не представлялись в соответствии с требованиями Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ 59/1720 «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящим в муниципальной собственности Волгограда».
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестр муниципального имущества» предусмотрено, что в отношении объектов муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведен о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документ подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, измене сведений об объектах учета (п. 6).
Статьей 51 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с н нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу указанных положений, право распоряжения муниципальным имущество отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления, связанных с реализацией прав собственника, в том числе, по вопросам связанным с включением имущества в муниципальный реестр.
Согласно положению о Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда Утверждено решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством.
Департамент осуществляет эффективное (в интересах муниципального образования городской округ город-герой Волгоград) управление муниципальным имуществом Волгограда в части и порядке, установленных муниципальными правовыми актами Волгограда, организацию и координацию управления и распоряжения муниципальным имуществом Волгограда.
Департамент при осуществлении полномочий в области имущественных отношений обеспечивает интересы муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами (п.1.4 Положения).
Согласно п. 3.10. одной из функций Департамента является Организация учета и ведение реестра муниципального имущества Волгограда, включая организацию учета и ведение реестра муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда (в том числе маневренного и специализированного), ведение и распоряжение автоматизированной базой данных о муниципальном имуществе Волгограда в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и решениями Волгоградской городской Думы, организация учета и ведение реестра (де)приватизированных жилых и нежилых помещений на территории Волгограда, подготовка и осуществление государственной регистрации перехода права, права муниципальной собственности Волгограда на объекты муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда, исключение из реестра муниципальной собственности Волгограда приватизированных квартир, а также хранение оригиналов документов, подтверждающих указанные права.
Таким образом, обязанность ДМИ администрации Волгограда по отнесению спорного жилого помещения к муниципальной собственности возникла в силу прямого указания закона.
То обстоятельство, что ДМИ администрации Волгограда до настоящего времени не включила данное помещение в реестр муниципальной собственности, не свидетельствует о наличии у спорного жилого помещения иного правового статуса, нежели статус объекта муниципальной собственности, при этом истец с учетом положений ст. 305 ГК РФ имеет право требовать от ДМИ администрации Волгограда устранения нарушения требования закона о передаче жилого помещения в муниципальную собственность.
Поскольку судом установлено, что истец занимает спорное жилое помещение на законных основаниях и его право на проживание в спорной квартире никем не оспаривалось, а исходя из возникших правоотношений, к спорному жилому помещению подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, исковые требования Жукова А.В. подлежат удовлетворению в полном объёме, на ДМИ администрации Волгограда необходимо возложить обязанность включить спорное жилое помещение в реестр муниципальной собственности.
В удовлетворении требований Жукова А.В. к администрации Волгограда суд отказывает, поскольку она является ненадлежащим ответчиком по делу, полномочиями по внесению имущества в реестр муниципального имущества не обладает.
Главой 7 ГПК РФ определено понятие судебных расходов и установлен порядок их взыскания.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Данные судебные расходы также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жукова А. В. к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о включении жилого помещения в реестр муниципального имущества – удовлетворить частично.
Обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда включить в реестр муниципального имущества жилое помещение №..., расположенное в ..., общей площадью 55,6 кв. м.
Взыскать с Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в пользу Жукова А. В. (паспорт 1813 №...) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении требований Жукова А. В. к администрации Волгограда о включении жилого помещения в реестр муниципального имущества - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Центральный районный суд г. Волгограда.
Судья подпись А.С. Яковлева
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись А.С. Яковлева