Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2689/2024 ~ М-1658/2024 от 04.06.2024

Дело № 2-2689/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        12.08.2024 г.                    г. Владивосток

        Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

            Председательствующего судьи            Анциферовой О.Е.

            При секретаре                 Якимовской М.А.

        Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя военного прокурора Тихоокеанского флота в защиту интересов Российской Федерации к Миронову Дмитрию Владимировичу о взыскании ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам,

УСТАНОВИЛ

Первый заместитель военного прокурора Тихоокеанского флота обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Миронову Д.В. о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам РФ, указав, что вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении гражданин Миронов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. Согласно материалам дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ около 21.00 инспекторской группой Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в ходе осуществления природоохранного рейда остановлен автомобиль <данные изъяты>, под управлением гражданина Миронова Д.В., осуществлявшего хранение и транспортировку незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов. В результате досмотра указанного автомобиля обнаружены три пластиковые корзины серого цвета с 61 особями краба камчатского в жизнеспособном состоянии и шесть пластиковых корзин желтого цвета с 647 секциями конечностей краба камчатского в свежевареном состоянии. Продукция из уловов водных биологических ресурсов не имела заводской упаковки, маркировки изготовителя, сроков хранения, дат изготовления и иной информации, позволяющей определить законность ее происхождения. Каких-либо разрешительных документов или документов, подтверждающих законность происхождения водных биологических ресурсов, а также их добычи (вылова), хранения Мироновым Д.В. представлено не было. Таким образом, Миронов Д.В. в отсутствие разрешительных документов осуществил хранение и транспортировку незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов. В результате нарушения законодательства о рыболовстве, за которое гражданин Миронов Д.В. привлечен к административной ответственности, его действиями государству причинен ущерб. Согласно расчета, общая сумма ущерба составила 4 655 232 руб. Просит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации сумму ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в размере 4 655 232 руб.

Представитель истца в лице военного прокурора отдела надзора (за исполнением законов органами федеральной безопасности) военной прокуратуры Тихоокеанского флота в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, указанным в иске.

        Ответчик Миронов Д.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства путем направления заказной почтой судебной повестки по адресу регистрации месту жительства. Судебная повестка возвращена с отметкой о возврате в связи с истечением срока хранения. Указанное обстоятельство, суд расценивает, как отказ ответчика от получения судебной повестки, в силу положений ч. 2 ст. 117 ГПК РФ считает его извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

        При указанных обстоятельствах, с учётом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 1 Закона РФ № 2202-1 от 17.01.1991 г. «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительно числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что первый заместитель военного прокурора Тихоокеанского флота имел право обратиться в суд с настоящим иском, поскольку иск заявлен в защиту интересов Российской Федерации, а защита интересов Российской Федерации включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности, к которой в том числе относятся водные биоресурсы, и возмещения причиненного ей в результате противоправных действий вреда.

Отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) регулируются Водным кодексом РФ, а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 69 Вводного кодекса РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на юридических и физических лиц возложена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Статья 1 указанного Федерального закона определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов.

К водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Согласно ст. 10 ФЗ РФ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона, рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.

В силу ст. 11 Федерального закона добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется на основании разрешения.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении, в том числе промышленного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Статья 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» устанавливает, что Правила рыболовства являются основой для осуществления рыболовства и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство.

Из вышеуказанных статей Федерального закона «О рыболовстве и сохранности водных биологических ресурсов» следует, что соответствующие разрешения либо ограничения пользования животным миром являются необходимым условием законного ведения промысла водных биологических ресурсов и обязательны как для лиц, получивших право на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, так и для лиц, осуществляющих вылов, прием, обработку, транспортировку, хранению продукции, перегрузку выловленных ресурсов.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.05.2022 № 285 (далее - Правила рыболовства).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 53 Правил рыболовства запрещается осуществлять любительское рыболовство краба камчатского, краба синего, краба колючего, краба волосатого четырехугольного, крабов-стригунов в прилегающих к территории Приморского края внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации - за пределами рыболовных участков, за исключением добычи (вылова), указанных в приложении № 7 к Правилам рыболовства.

В силу подпункта «г» пункта 55.1 Правил рыболовства запрещается любительское рыболовство в следующие сроки во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации: в подзоне Приморье (в границах Приморского края) крабов камчатского, синего, волосатого четырехугольного, колючего, крабов-стригунов — с 1 ноября по 1 мая и с 1 июня по 31 июля.

Кроме того, пунктом 2 приказа Минсельхоза России от 11.01.2023 № 10 «Об установлении ограничений рыболовства отдельных видов водных биологических ресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2023 и 2024 годах» установлен запрет рыболовства, за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, краба камчатского в подзоне Приморье по 31.12.2023 и с 01.01.2024 по 31.12.2024.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.

С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких требований влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.16, ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Также, вышеуказанный Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что понятие рыболовства определяется не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов.

Из положений Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следует, что соответствующие разрешения либо ограничения пользования животным миром являются необходимым условием законного ведения промысла водных биологических ресурсов и обязательны как для лиц, получивших право на вылов (добычу) водных биоресурсов, так и для лиц, осуществляющих вылов, прием, обработку, транспортировку, хранение продукции, перегрузку выловленных ресурсов.

Следовательно, получение разрешительных документов необходимо не только на непосредственную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, но и на деятельность по их приемке, обработке, хранению, транспортировке, перегрузке.

Отсутствие разрешительных документов или иных правоустанавливающих документов на уловы водных биологических ресурсов свидетельствует об их незаконной добыче и незаконности владения ими лицом, у которого данные водные биоресурсы обнаружены.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Миронов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 129 303 руб. 20 коп.

Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 21.00 инспекторской группой Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в ходе осуществления природоохранного рейда остановлен автомобиль <данные изъяты>, под управлением гражданина Миронова Д.В., осуществлявшего хранение и транспортировку незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов. В результате досмотра указанного автомобиля обнаружены три пластиковые корзины серого цвета с 61 особями краба камчатского в жизнеспособном состоянии и шесть пластиковых корзин желтого цвета с 647 секциями конечностей краба камчатского в свежевареном состоянии. Продукция из уловов водных биологических ресурсов не имела заводской упаковки, маркировки изготовителя, сроков хранения, дат изготовления и иной информации, позволяющей определить законность ее происхождения. Каких-либо разрешительных документов или документов (разрешений на добычу (вылов), квитанций, коносаментов, товарных накладных, транспортных накладных, договоров морской и автотранспортной перевозок), подтверждающих законность происхождения водных биологических ресурсов, а также их добычи (вылова), хранения Миронов Д.В. должностным лицам Управления не предоставил. Согласно протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии гражданина Миронова Д.В. из легкового автомобиля <данные изъяты>, изъяты 61 особь краба камчатского и 647 секций конечностей краба камчатского.

Таким образом, Миронов Д.В. в отсутствие разрешительных документов осуществил хранение и транспортировку незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Таким образом, вина ответчика в совершении умышленных действий, повлекших причинение ущерба водным биологическим ресурсам РФ, установлена вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, данные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение по гражданскому делу, в силу чего обязательны для суда и не подлежат доказыванию.

В соответствии с пояснениями специалиста-ихтиолога от ДД.ММ.ГГГГ изъятая продукция в виде секций краба изготовлена из особей краба камчатского. Для изготовления 647 секций конечностей краба камчатского потребовалось не менее 324 особей этого же вида краба. Живой краб в количестве 61 особи выпущен в естественную среду обитания.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321 «Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам» такса за 1 экземпляр краба камчатского (независимо от размера и веса) составляет 7184 руб.

Согласно примечанию 1 к таксам, при исчислении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенных для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», дополнительно к таксам, предусмотренным настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида).

Таким образом, расчет причиненного ущерба - 324 (особи краба камчатского) х 7184 (такса за 1 экземпляр) х 2 (100% таксы за экземпляр) = 4 655 232 руб.

Согласно расчету, общий размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам РФ от незаконно добытого вида морских биологических ресурсов РФ ответчиками, составил 4 655 232 руб.

Обоснованность указанного расчёта не вызывает сомнения у суда, доказательств обратного, ответчиком суду не представлено.

При этом, расчет ущерба произведен в соответствии с Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, в том числе, на континентальном шельфе Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 № 1321.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с ответчика в доход государства подлежит взысканию в возмещение ущерба денежная сумма в размере 4 655 232 руб.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 31476 руб. 16 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Взыскать с Миронова Дмитрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> (паспорт ) в доход федерального бюджета Российской Федерации в возмещение ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, денежную сумму в размере 4 655 232 руб.

Взыскать с Миронова Дмитрия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> (паспорт ) в доход бюджета Владивостокского городского округа Приморского края госпошлину в размере 31476 руб. 16 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен с учетом выходных дней 19.08.2024 г.

Судья:                                                                       О.Е. Анциферова

2-2689/2024 ~ М-1658/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель военного прокурора ТОФ в защиту интересов РФ
Ответчики
Миронов Дмитрий Владимирович
Суд
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Анциферова Олеся Евгеньевна
Дело на странице суда
pervomaysky--prm.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2024Передача материалов судье
11.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.07.2024Предварительное судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее