Судья: Турбина Т.А. № 33а-4214/2024
УИД: 63RS0039-01-2023-003144-38
№ 2а-4112/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 апреля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Пудовкиной Е.С., Роменской В.Н.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой выявлены факты нарушения законодательства в части не осуществления мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов в сфере ЖКХ. В перечень бесхозяйных объектов недвижимости администрацией г.о. Самары включены объекты, имеющие признаки бесхозяйного имущества, которые переданы по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Самарские коммунальные системы» для обслуживания и устранения аварийных ситуаций. Вместе с тем, указанные объекты инженерной инфраструктуры на учет в качестве бесхозяйных в регистрирующем органе не поставлены, в муниципальную собственность не оформлены.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы администрации г.о. Самара внесено представление, по результатам рассмотрения которого направлен ответ об обоснованности требований. Однако, мер к регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты не принято. В связи, с чем в январе 2023 г. прокуратурой района в адрес департамента управления имуществом г.о. Самара направлено требование о предоставлении актуализированной информации об объектах инженерной инфраструктуры, в отношении которых реализуется процедура признания права муниципальной собственности как на бесхозяйные объекты, в ответ на которое представлены сведения о нахождении в границах муниципального образования объектов указанной категории. Поскольку сети водоснабжения расположены в административных границах муниципального образования г.о. Самара, однако, орган местного самоуправления необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет не принимает, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в пункте 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, бездействие администрации г.о. Самара по постановке бесхозяйного имущества на учет в регистрационный орган с последующей регистрацией права муниципальной собственности на указанные объекты является незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующего уточнения, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Самары и департамента управления имуществом г.о. Самары, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества: 97 объектов сетей водоснабжения и водоотведения: уличная водопроводная линия под реестровым №В по адресу <адрес>; уличная водопроводная линия под реестровым №В по адресу <адрес>; водоразборная колонка по реестровым №В по адресу <адрес>; уличная водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес>Б; водовод под реестровым №В по адресу: <адрес>; водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес> в районе индивидуальных домов № №; наружные сети водопровода под реестровым №В по адресу <адрес>, в/г №; водопроводный вход ХВС под реестровым №В по адресу <адрес>, объекты водоснабжения под реестровым №В по адресу: <адрес>в; ввод холодного водоснабжения под реестровым номером № по адресу: <адрес>; ввод холодного водоснабжения под реестровым №В по адресу <адрес>б; водопроводный ввод холодного водоснабжения под реестровым №В по адресу 6 просека, <адрес>; оборудование насосной станции подкачки под реестровым №В по адресу: <адрес>.; уличная внутриквартальная водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес>; канализационная сеть на территории онкологического центра под реестровым №К по адресу: <адрес>; уличная канализационная хозяйственно-фекальная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>; наружные сети канализации под реестровым №К по адресу: <адрес>, в/г №; внутриквартальная канализационная хозяйственно-фекальная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>; канализационная хозяйственно-фекальная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>; канализационная хозяйственно-фекальная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>; насосная канализационная станция под реестровым № по адресу: <адрес>; нежилое здание (КНС) под реестровым № по адресу: <адрес> насос Grundfos с двигателем под реестровым №К по адресу: <адрес> / 6 просека; оборудование КНС под реестровым №Р по адресу: 7 <адрес>; внутриквартальная канализационная хозяйственно-фекальная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>, дет/сад №; внутриквартальная канализационная хозяйственно-фекальная линия под реестровым №К по адресу: от пер. Старый, <адрес> до пер. Старый, <адрес>; напорная внутриквартальная канализационная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>; самотечная внутриквартальная канализационная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>; наружная канализация под реестровым №К по адресу: <адрес>; самотечная канализационная линия под реестровым №К по адресу: <адрес>; напорная канализационная линия под реестровым №К по адресу: в <адрес> от КНС-КК-24а-КК-23а-КГН и КК-23а-МК-6; самотечная канализационная линия под реестровым №К по адресу: в границах <адрес> проезд от КГН-КК-10-Кк-11 до канализационного коллектора Д-1800 мм; уличная водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес>; уличная водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес>, дет/сад №; внутриквартальная водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес>; наружный водопровод под реестровым №В по адресу: <адрес>; канализационная хозяйственно-фекальная линия под реестровым №К по адресу:<адрес>; водопроводный ввод под реестровым №В по адресу: <адрес>; водопроводный ввод под реестровым №В по адресу <адрес>; водопроводный ввод под реестровым №В по адресу <адрес>; водопроводные вводы под реестровыми №№В (<адрес>), № (678 квартал, <адрес>), <адрес> (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>); внутриквартальная водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес>; внутриквартальная водопроводная линия под реестровым №В по адресу <адрес>; внутриквартальные водопроводные линии под реестровыми №№В (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>); канализационные хозяйственно-фекальные линии под реестровыми №№К (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес> № (<адрес>), №<адрес>); внутриквартальная водопроводная линия под реестровым №В по адресу: <адрес> водопроводный вводы под реестровыми №№В (<адрес>), <данные изъяты> (<адрес>); внутриквартальная водопроводная линия под реестровым №В по адресу <адрес>; водопроводные вводы под реестровыми №№В <адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>№ (<адрес>); № (<адрес>); № (<адрес>); № (<адрес>); внутриквартальная водопроводная линия под реестровым №В по адресу <адрес>; водопроводные вводы под реестровыми №№В (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>); внутриквартальные водопроводные линии под реестровыми №№В (<адрес>), № (<адрес>), канализационные хозяйственно-фекальные линии под реестровыми №№К (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), возложить на департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда зарегистрировать право муниципальной собственности путем постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 97 объектов сети холодного водоснабжения и водоотведения, отраженных выше.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования прокурора Промышленного района г. Тольятти Самарской области удовлетворены частично (т. 2 л.д. 16-152).
В апелляционной жалобе департамент управления имуществом г.о. Самара в лице представителя Ткаченко И.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д. 45-50).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного истца прокурор Никитина Е.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявил ходатайство об отказе от административных исковых требований в части, изложенной в письменном заявлении, производство по делу в этой части просила прекратить. В остальной части просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Т-плюс» - Блёсткина Е.А. не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, в той части, в которой не заявлен отказ от иска.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 46 КАС административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со статьей 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Применительно к изложенному установлено, что отказ административного истца от части административных исковых требований, является добровольным, отказ от части административных исковых требований выражен в письменной форме, подписан уполномоченным на это административным истцом, и не противоречит положениям КАС РФ, иным федеральным законам и не нарушает прав сторон и других лиц. Совершение указанного распорядительного действия по данной категории административных дел допускается, последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, о том, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, заявителю разъяснены и понятны.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что отказ от административных исковых требований в части возложения обязанности на департамент управления имуществом г.о. Самара в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда зарегистрировать право муниципальной собственности путём постановки на учёт в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области объектов под реестровыми номерами №. которые образуют объект недвижимости с кадастровым номером № – ПТК_1_БС_К_ Промышленный, расположенный по адресу: <адрес>, Промышленный, подлежит принятию, в связи с чем, в указанной части надлежит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу в части требований, от которых административный истец отказался.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделен полномочиями в границах городского округа по организации водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») определено, что органы местного самоуправления поселения, городского округа в срок до 1 июля 2013 должны осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утвердить схему водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установив зоны ее деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 215 ГК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из материалов административного дела следует, что во исполнение приказа прокуратуры Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» прокуратурой Промышленного района г.Самара проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой выявлены факты нарушения законодательства в части не осуществления мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов в сфере ЖКХ.
В перечень бесхозяйных объектов недвижимости администрацией г.о. Самары включены следующие объекты, имеющие признаки бесхозяйного имущества, переданные по акту приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Самарские коммунальные системы» для обслуживания и устранения аварийных ситуаций (т. 1 л.д. 58-68).
Указанные объекты инженерной инфраструктуры на учет в качестве бесхозяйных в управлении Росреестра по Самарской области не поставлены, в муниципальную собственность не оформлены.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации г.о. Самара внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении №, в ответ на которое от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 18-26) администрацией г.о. Самара указано, что обязанность по обслуживанию и содержанию объектов водоснабжения и водоотведения в надлежащем состоянии входит в компетенцию специализированных эксплуатирующих организаций. Департаментом управления имуществом г.о. Самара организована работа по регистрации права муниципальной собственности на объекты водоснабжения и водоотведения, состоящие в реестре муниципального имущества г.о. Самара и не переданные специализированной организации.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента управления имуществом г.о. Самара от ООО «Самарские коммунальные системы» поступил перечень объектов водоснабжения, расположенных на территории Промышленного внутригородского района г.о. Самара для внесения в реестр муниципальной собственности г.о. Самара.
Прокуратурой Промышленного района г. Самары в адрес департамента управления имуществом г.о. Самара направлялось требование о предоставлении актуализированной информации об объектах инженерной инфраструктуры, в отношении которых реализуется процедура признания права муниципальной собственности как на бесхозяйные объекты, в ответ на которое представлены сведения о нахождении в границах муниципального образования объектов указанной категории.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что необходимых мер по постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 97 объектов сетей холодного водоснабжения и водоотведения департаментом управления имуществом г.о. Самара не принято, придя к выводу о ненадлежащем содержании и эксплуатации недвижимого имущества, что влечет опасность возникновения чрезвычайной ситуации и, как следствие, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным по административному делу фактическим обстоятельствам, и нормам закона, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям.
Обязанность по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества возложена на органы местного самоуправления.
Согласно статье 27 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. № 294 (далее - Устав), департамент управления имуществом г.о. Самара является органом местного самоуправления г.о. Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара.
В силу статьи 47 Устава департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара, в том числе, представляет г.о. Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав г.о. Самара на недвижимое имущество; осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр; на основании постановлений Администрации г.о. Самара приобретает недвижимое и иное имущество, заключает и исполняет соответствующие договоры; осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами г.о. Самара к компетенции других органов местного самоуправления г.о. Самара.
На основании пунктов 1.2, 2.3 постановления Самарской Городской Думы от 30 мая 2002 г. № 154 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.о. Самара» департамент управления имуществом г.о. Самара является органом местного самоуправления г.о.Самара, наделенным Уставом г.о.Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара.
Муниципальное имущество г.о. Самара образуется за счет, в том числе бесхозяйного имущества, признанного муниципальной собственностью г.о. Самара в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.5 постановления администрации г.о. Самара от 27 мая 2015 № 581 «Об утверждении Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара» оформление права муниципальной собственности г.о. Самара в отношении бесхозяйного недвижимого имущества и учет бесхозяйного недвижимого и движимого имущества осуществляет департамент управления имуществом г.о. Самара.
Указанные выше объекты учтены в реестре муниципального имущества г.о. Самара (т. 1 л.д. 139-151), однако в собственности муниципального образования не находятся, административным ответчиком в лице департамента управления имуществом г.о. Самара не инициирована постановка их на учет в Управлении Росреестра по Самарской области.
Кроме прочего, из материалов дела усматривается, что ООО «СКС» неоднократно, начиная с 2020 г., обращалось к административному ответчику о предоставлении спорных сетей водоснабжения, расположенных в <адрес> г.о.Самара в аренду.
Спорные объекты на балансе какой-либо организации, учреждения, предприятия до настоящего времени не состоят, в государственной и федеральной собственности не находятся.
Порядок выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о.Самара, не нарушен, поскольку в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931, и действовавший на день возникновения правоотношений, предусматривал, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3).
Исходя из содержания вышеприведенных норм права, в случае отсутствия сведений об объектах в Едином государственном реестре недвижимости именно орган местного самоуправления осуществляет действия по постановке объекта на государственный кадастровый учет, то есть определяет характеристики, позволяющие идентифицировать объект в качестве индивидуально-определенной вещи.
Из материалов дела следует, что администрацией г.о. Самара приняты меры к информированию департамента управления имуществом г.о. Самара о выявленных бесхозяйных объектах, однако обязанность по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области объектов сети холодного водоснабжения и водоотведения административным ответчиком в лице департамента управления имуществом г.о. Самара не исполнена, что свидетельствуют о допущенном им нарушении при решении вопросов местного значения, относящихся к компетенции городского округа.
Учитывая, что в силу пункта 4 статьи 45 Устава г.о. Самара, департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет от имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества, допущенного, по мнению административного истца, администрацией г.о. Самара, бездействия, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в виде сетей водоснабжения и водоотведения, не усматривается.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства о том, что необходимых мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объектов в сфере ЖКХ сетей водоснабжения и водоотведения, департаментом управления имуществом г.о. Самара не принято, суд пришел к правильному выводу о наличии бездействия, которое привело к ненадлежащему содержанию и эксплуатации недвижимого имущества, что влечет опасность возникновения чрезвычайной ситуации и, как следствие, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом установлено, что спорные объекты сетей водоснабжения и водоотведения обладают признаками бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку собственник не установлен, на балансе какой-либо организации, учреждения, предприятия объект не состоит, в ЕГРН сведения о правообладателе отсутствуют, в реестре муниципальной собственности не значится, в государственной и федеральной собственности не находится.
Само по себе наличие спорных объектов с присвоенными реестровыми номерами и учёт в реестре имущества г.о. Самары, не позволяет отнести спорные объекты инженерной инфраструктуры к муниципальной собственности, поскольку имеют признаки бесхозяйного имущества предусмотренные статьей 225 ГК РФ. Доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Изложенное, позволяет прийти к выводу о необоснованности доводов жалобы в части отсутствия законных оснований для обращения в Управление Росреестра по Самарской области с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Регулирование отношений в г.о. Самара на муниципальном уровне, предполагающее совершение действий по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области объектов сети холодного водоснабжения и водоотведения только после получения департаментом управления имуществом г.о. Самара документов, определенных пунктом 2.5 Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории г.о. Самара, утвержденного постановлением администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении выявленных объектов, имеющих признаки бесхозяйности и не подписание стороной ООО «СКС» договоров аренды не может быть поставлено в зависимость от безусловного исполнения департаментом управления имуществом г.о. Самара требований федерального законодательства, регулирующего постановку на учет в Управлении Росреестра выявленных объектов коммунального комплекса.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств нарушения его прав бездействием Департамента отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм права.
В данном случае прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указав на нарушение оспариваемым бездействием прав неопределенного круга лиц, поскольку права на водопроводную линию кем-либо не зарегистрированы, собственник отсутствует, на протяжении длительного времени водопроводная линия не обслуживается, что создает угрозу аварии и как следствие причинение вреда жизни и здоровью людей, а также нанесению ущерба окружающей среде.
Доводы заявителя жалобы о том, что обращение в регистрирующий орган является правом, а не обязанностью подлежат отклонению в виду следующего.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Поскольку правом на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии вещи на учет в качестве бесхозяйной обладает лишь орган местного самоуправления, на территории которого находится вещь, спорный объект обладает признаками бесхозяйной вещи, является элементом благоустройства, однако находится в ненадлежащем состоянии, вывод суда первой инстанции о возложении такой обязанности на администрацию г.о. Самары и Департамент является правомерным.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ выявление соответствующих объектов в границах муниципального образования и принятие мер к их учету является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ прокурора Промышленного района г. Самары о признании незаконным бездействие департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества: 97 объектов сетей водоснабжения и водоотведения и возложении обязанности в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда зарегистрировать право муниципальной собственности путем постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 97 объектов сети холодного водоснабжения и водоотведения в части 4 объектов под реестровыми номерами 04155К№, входящие в объект недвижимости с кадастровым номером №
В указанной части решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Судьи: