Дело №2-828/2023
18RS0009-01-2023-000276-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Шаркан 16 марта 2023 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием старшего помощника прокурора Шарканского района УР Леконцевой И.А.,
представителя ответчика – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Шарканский детский сад №1» Петуховой О.С.,
представителя третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР» Перевозчиковой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Шарканский детский сад №1» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов,
установил:
прокурор Шарканского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Шарканский детский сад №1» (далее – ответчик, МБДОУ «Шарканский детский сад №1», учреждение) о понуждении устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов. Требования обоснованы следующим.
Прокуратурой Шарканского района проведен анализ соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в МБДОУ «Шарканский детский сад №1».
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012 (далее - Конвенция), провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Согласно ст. 7 Конвенции государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.
В соответствии со ст. 25 Конвенции государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим тендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конвенции государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы: развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с п. 4.4. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее по тексту - СП 59.13330.2020) в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения (далее - МГН) условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Пунктом 5.1.1 СП 59.13330.2020 вход приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования и других.
Статья 5 вышеназванного Федерального закона устанавливает доступность образования.
В соответствии с п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу подпункта «е» пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом помощи, утвержденного Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее по тексту - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно подпунктам «а,б» пункта 4 вышеназванного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Однако, в нарушение указанных требований в ходе проведения анализа соблюдения законодательства о защите прав инвалидов установлено, что в МБДОУ «Шарканский детский сад №1» не обеспечено наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также лиц, которые в силу возраста, здоровья не могут самостоятельно защищать свои права.
Учитывая изложенные обстоятельства, прокурор просил обязать МБДОУ «Шарканский детский сад №1» в срок до <дата> при входе в здание образовательной организации по адресу: УР, Шарканский район, с.Шаркан, ул. Советская, д.49, разместить вывески с названием организации, графиком её работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шарканского района УР Леконцева И.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что здание МБДОУ «Шарканский детский сад №1» является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в него инвалидов, что соответствует принципу полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, обозначенного в Конвенции о правах инвалидов. Выявленные при проведении прокурорской проверки нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам. Отсутствие в образовательной организации обучающихся инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных в иске нормативных требований. Иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку с учетом миграционных процессов, происходящих в Шарканском районе УР, невозможно определить количество граждан, права которых могут быть нарушены. Доводы, указанные третьим лицом в отзыве на исковое заявление, полагает необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Представитель ответчика МБДОУ «Шарканский детский сад №1» Петухова О.С. в судебном заседании иск не признала по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Согласно письменному отзыву, представитель ответчика, ссылаясь на положения ч.1 ст.24 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», которым утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок), полагала, что осуществление мер и создание условий по обеспечению доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для инвалидов должно осуществляться с учетом «разумных приспособлений», в каждом конкретном случае, направленных на оказание индивидуализированной помощи инвалидам. Ответчик МБДОУ «Шарканский детский сад №1» является образовательным учебным заведением, осуществляет свою деятельность по реализации программы дошкольного образования. Здание МБДОУ «Шарканский детский сад №1», расположенное по адресу: с. Шаркан, ул. Советская, д. 49, построено в 1982 году, которым учреждение владеет на праве оперативного управления. Капитальный ремонт здания не осуществлялся. На сегодняшний день учреждение посещает 178 воспитанников, зачисленных, в том числе на основании медицинского освидетельствования по состоянию здоровья, обеспечивающие получение дошкольного образования, которые не требуют получение образования с использованием средств информации с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Поскольку осуществление мер по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов должно осуществляться с учетом конкретных потребностей инвалидов, а также в связи с отсутствием конкретных получателей образовательных услуг - инвалидов по зрению среди воспитанников учреждения, полагает, что отсутствие при входе в объект Учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне не ограничивает и (или) нарушает права инвалидов на получение образовательных услуг, предоставляемых Ответчиком.
Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР» Перевозчикова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, указанным представителем ответчика. Дополнительно указала, что создание условий по обеспечению доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для инвалидов осуществляется с учетом применения требований СП 59.13330.2020, указанных в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.05.2021г № 815 (в ред. 20.05.2022), направленных на оказание индивидуализированной помощи инвалидам в каждом конкретном случае. Подп. 5.1.1 СП 13330.2020, на который ссылается истец, не входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а входит согласно Приказу Росстандарта РФ от 02.04.2020 №687 в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», который в силу ч.4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» не может оцениваться как несоблюдение технических регламентов. Так как оборудование входа на объект доступными для маломобильных групп элементами информации об объекте не является обязательной для исполнения нормой, а также установка вывески с названием организации, графиком ее работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не определяет показатель доступности услуг для инвалидов, следовательно, отсутствие вывески при входе в объект е ограничивает или нарушает прав инвалидов на получение образовательных услуг, предоставляемых ответчиком.
Заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты (часть 2).
Статьей 1 Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что социальная инфраструктура для детей представляет систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации отнесено, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 9 Закона N 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, реабилитации инвалидов.
Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что организации, независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
В силу подпункта «е» пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом помощи, утвержденного Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее по тексту - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно п.п. «а, б» п. 4 вышеназванного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Согласно п.7 вышеназванного Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001" Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр (далее по тексту - Свод правил).
Согласно п.6.5.2 Свода правил, технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Применяемые средства информации должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых на одном земельном участке.
В соответствии с п. 6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги: указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных;
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Применение на обязательной основе пунктов 6.5.2, 6.5.9 Свода правил в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, вопреки доводам ответчика и третьего лица, законом предусмотрена обязанность образовательных организаций обеспечить наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, при этом какой-либо оговорки относительно наличия (отсутствии) в образовательной организации обучающихся с нарушением органов зрения, которая бы свидетельствовала о возможности неисполнения указанной обязанности, вопреки доводам представителя ответчика и третьего лица, отсутствует.
Суд отмечает, что наличие вывески с названием организации, графиком её работы, плана здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля, в силу указанных выше норм является обязательным, а не добровольным, как указывает на то представитель третьего лица, поскольку наличие таковых, помимо реализации права инвалидов на беспрепятственный доступ в помещение образовательной организации, гарантирует последним безопасность их пребывания в них, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Вышеуказанные нормы законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, направлены на обеспечение социальных прав инвалидов на беспрепятственное передвижение, доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 16 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более того, согласно п. 31 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" участниками образовательных отношений, помимо обучающихся, являются родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, круг которых определить невозможно ввиду миграционных процессов, как верно указано истцом.
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, ответчиком на входе в здание МБДОУ «Шарканский детский сад №1», расположенном по адресу: УР, Шарканский район, с. Шаркан, ул. Советская, д. 49, вывески с названием организации, графиком ее работы, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, не размещены.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела:
- справкой старшего помощника прокурора Шарканского района УР от <дата> о результатах проверки соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, согласно которой в МБДОУ «Шарканский детский сад №1» не обеспечено наличие при входе на объект вывески с названием организации, графиком её работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (л.д. 5);
- сообщением Управления образования Администрации МО <***>» от <дата> об отсутствии тактильных табличек с использованием шрифта Брайля в образовательных учреждениях района, в том числе у ответчика, а также планируемом поступлении и выделении денежных средств, установлении в срок до <дата> во всех образовательных организациях таблички со шрифтом Брайля для всех маломобильных групп населения с учетом требований Федеральной программы «Доступная среда» (л.д.6);
- уставом МБДОУ «Шарканский детский сад №1», согласно которому учреждение является некоммерческой организацией, предметом деятельности которого является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных Федеральными законами, законами Удмуртской Республики, муниципальными правовыми актами Шарканского района в сфере образования; целями деятельности определены: формирование общей культуры детей дошкольного возраста, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (л.д.13-26);
- выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой МБДОУ «Шарканский детский сад №1» является самостоятельным юридическим лицом, основным видом деятельности которого указано образование дошкольное (л.д.30-33).
Факт неисполнения указанной обязанности ответчиком не оспаривается.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что здание МБДОУ «Шарканский детский сад №1» по указанному в иске адресу является объектом социальной инфраструктуры, в котором осуществляется деятельность по оказанию образовательных услуг.
Однако, ответчиком - образовательной организацией не обеспечено исполнение требований действующего законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов, право инвалидов на доступность к социально-значимому объекту, что является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
Отсутствие надлежащего финансирования бюджетного образовательного учреждения, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Неисполнение ответчиком возложенной законом обязанности по размещению на здании МБДОУ «Шарканский детский сад №1», расположенном по адресу: УР, Шарканский район, с.Шаркан, ул. Советская, д. 49, вывески с названием организации, графиком ее работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе участников образовательных отношений, к которым, помимо обучающихся, относятся и их родители иные законные представители, иных посетителей и лиц, желающих получить образование, на достойную жизнь и свободное развитие.
В ходе судебного разбирательства доказательств устранения указанных нарушений суду на момент вынесения решения ответчиком не представлено.
В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором Шарканского района УР исковые требования в полном объеме.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение, суд с учетом начала нового учебного года находит его достаточным и разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №1» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №1» (░░░ 1822003790) ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.49, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2023 ░░░░.