Дело № 2-1097/2021
УИД 12RS0008-01-2021-001752-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Медведево 29 июля 2021 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Поповой С.С.,
при секретаре Максимовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онищенко Е.Н. к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Онищенко Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о возложении на ответчика обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование иска указано, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. Ответчик сообщил, что жилье будет предоставлено по мере приобретения и включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд.
В судебное заседании истец Онищенко Е.Н. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Хорошавина Е.Г., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Отдела образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Представителем третьего лица Отдела образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что
Онищенко Е.Н., <...> года года рождения, действительно состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Медведевскому муниципальному району. Исковые требования поддерживают. Сообщают, что администрация района не бездействует, объявляет аукционы, обращается в адрес Министерства образования и науки Республики Марий Эл с требованием выделения денежных средств на исполнение переданных государственных полномочий. Считают целесообразным установить срок предоставления жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, учетного дела Онищенко Е.Н., суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года №79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З) право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.ст. 1, 2 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» Республика Марий Эл передает органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими, включая:формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях;заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений. Отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления, в том числе Медведевский муниципальный район.
Из анализа вышеприведенного правового регулирования следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отдельным государственным полномочием органа местного самоуправления и возлагается на исполнительный орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл.
Согласно свидетельству о рождении серии I-ЕС № ... матерью Онищенко Е.Н., <...> года года рождения, является <данные изъяты>
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от <...> года Онищенко Н.А. лишена родительских прав в отношении <данные изъяты> Онищенко Е.Н., <...> года года рождения.
Решением отдела образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района № ... от <...> года Онищенко Е.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,и подлежит обеспечению специализированным жилым помещением.
До настоящего времени истец, относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен.
Тем самым необеспечение Онищенко Е.Н. до настоящего времени жилой площадью нарушает ее права, предусмотренные действующим законодательством, как лица, оставшегося без попечения родителей.
Отсутствие свободных специализированных жилых помещений, а также материальных и финансовых ресурсов на выполнение администрацией соответствующих государственных полномочий не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
В силу п.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
При указанных обстоятельствах, на основании вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл, учитывая, что на сегодняшний день истец не обеспечен жилым помещением, иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, он не имеет, что подтверждается материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению.
Оснований для установления в решении суда срока для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда не имеется.
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к числу которых относится достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При указанных обстоятельствах, на основании вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл, учитывая, что на сегодняшний день истец не обеспечена жилым помещением, иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, не имеет, что подтверждается материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией от 2 июля 2021 года.
На основании изложенного с администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Онищенко Е.Н. к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, взыскании судебных расходов удовлетворить.
Обязать администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Онищенко Е.Н. договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Взыскать с администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в пользу требования Онищенко Е.Н. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.С. Попова
Мотивированное решение составлено 2 августа 2021 года.