Дело № 2 – 2730/2024
УИД 63RS0045-01-2024-001255-68
Решение
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года Промышленный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Бобылевой Е.В.,
при секретаре Сущенко У.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2730/2024 по иску Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара к Букрееву Александру Владимировичу о взыскании вреда причиненого почвам как объекту охраны окружающей среды, сбросом отходов производства,
Установил:
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара обратился в суд к Букрееву А.В. о взыскании вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, сбросом отходов производства, в обоснование требований, указав следующие обстоятельства.
В ходе планового рейдового обследования территории Куйбышевского внутригородского района г. Самары 11.12.2020г. в 13часов 22 минуты Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара зафиксирован факт несанкционированного транспортирования и размещения строительных отходов и отходов производства в виде отходов от сноса и разборки зданий (код ФККО №) с транспортного средства марки КАМАЗ 6520-43 госномер № по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, непосредственно на почву земельного участка то есть за пределами территории, специально отведенной и оборудованной для этих целей.
Объем сброшенных отходов составил объем кузова транспортного средства с основными бортами 20 куб. м., масса размещенных отходов – 24 тонны.
Указанное транспортное средство принадлежит Букрееву А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Сопроводительные документы на груз не представлены.
Физическим лицом, Букреевым А.В., совершено нарушение требований ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частей 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного Кодекса РФ, выразившееся в части несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, повлекшее собой причинение вреда окружающей среде.
По факту правонарушения Департаментом составлен протокол № от 24.02.2021 и Постановлением мирового судьи судебного участка № Советского судебного района г.Самары Самарской области по делу об административном правонарушении № от 26.04.2021 Букреева А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Размер вреда, причиненного почве как компоненту природной среды, рассчитан на основании Методики и составляет 124 800 рублей.
В адрес Букреева А.В. Департаментом направлена претензия от 20.10.2021 № с предложением добровольного возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в срок до 20.12.2021 г.
До настоящего времени ответчиком причиненный окружающей среде ущерб не возмещен, назначенный административный штраф не уплачен.
На основании изложенного, истец просил взыскать с Букреева А.В. сумму вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды сбросом отходов производства и потребления, подобных отходам грунта при проведении земляных работ и отходов производства, подобных отходам от строительства и ремонта, в размере 124 800 рублей.
В судебном заседании представитель истца Толкушкина Д.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик Букреев А.В., при участии представителя по доверенности ФИО4, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать по доводам письменных возражений, пояснил, что весового контроля не было, класс опасности не определен.
Третье лицо ООО «Север» в судебном заседании исковые требования счет необоснованными, по доводам письменных возражений.
Третье лицо Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, а в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, ввиду следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основе следующих принципов:
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований, на основании п. 3.38 Положения «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, и ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды».
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
В силу ст.ст.1,4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» почвы являются компонентами природной среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компонентами природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с положениями п.п. 1, 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012г. № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 79 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г. № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1,77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).
Из материалов дела следует, что 11.12.2020 г. в ходе планового рейдового обследования территории Советского внутригородского района г. Самары Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара в соответствии с заданием на проведение рейдового мероприятия по контролю обследования (осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено и зафиксировано несанкционированное транспортирование и размещение отходов производства и потребления, в виде отходов от сноса и разборки зданий (код ФККО №) с транспортного средства марки КАМАЗ №-№ госномер № непосредственно на почву земельного участка вблизи завод «Родник» по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Е, за заводом родник, то есть за пределами территории, специально отведенной и оборудованной для этих целей.
По факту вышеуказанного нарушения составлен акт № от 11.12.2020г., произведена фотосъемка, видеосъемка. Сопроводительные документы на груз представлены не были.
На момент возникновения спорных правоотношений, собственником транспортного средства марки КАМАЗ 6520-43 госномер № являлся Букреев А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается карточкой учета транспортного средства.
Объем сброшенных отходов составил объем кузова транспортного средства с основными бортами 20 куб.м., масса размещенных отходов – 24 тонны.
24.02.2021 года главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара,. составлен протокол об административном правонарушении № в отношении Букреева А.В., по обстоятельствам нарушения ст.12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
26.04.2021 г. в отношении Букреева А.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, согласно которому ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г. № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст.3, п.3 ст.22, п.2 ст.34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
При этом следует учитывать, что по смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах").
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 Методики, данная Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (пункт 2).
Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.
Согласно представленному истцом расчету, размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, составил 124 800 рублей (УЩотх = 1 х 24 х 4000 х 1,3 = 124 800).
Суд признает данный расчет обоснованным, арифметически верным, составленным в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт транспортировки и сброса отходов (мусора) производства и потребления размещения на земельный участок на пределами территории, специально отведенной для этих целей, на транспортном средстве, принадлежащего ответчику, подтверждается материалами дела, просмотренной видеозаписью, и не опровергнут ответчиком доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах, именно Букреев А.В. как собственник транспортного средства на момент совершения правонарушения, обязан возместить причиненный вред.
С учетом изложенного, суд исходит из обоснованности заявленных исковых требований по праву и по размеру, поскольку доказаны факт загрязнения ответчиком почвы и размер причиненного ущерба, отсутствия оснований для освобождения ответчика от ответственности.
Данные факты подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств. В силу норм гражданского права о возмещении вреда доказательства отсутствия вины должен представить ответчик.
По данному делу ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства отсутствия вины в возникновении обстоятельств, на которые указывает истец.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 696 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, удовлетворить.
Взыскать с Букреева Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (№) в доход местного бюджета в счет возмещения вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды 124 800 рублей которые перечислить по следующим реквизитам ИНН № получатель УФК по <адрес> (№
Взыскать с Букреева Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения № государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 696 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 18.06.2024 года.
Председательствующий: подпись Е.В. Бобылева