№ 2-1073/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2022 года г. Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе
председательствующего судьи Рожковой Е.Е.,
при помощнике Селезневе Е.В.,
с участием:
представителя истца Бочарниковой И.А.,
представителя ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску Акимова Е.В. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Григорьева В.С. о согласовании межевого плана, отмене результатов межевания, внесении изменений в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Акимова Е.В. первоначально обратилась в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Григорьева В.С. о признании недействительным межевого плана, снятии земельного участка с кадастрового учета, аннулировании записи в ЕГРН.
Требования мотивирует тем, что на основании договора аренды земельного участка №1633-В от 26 января 2015 года Министерством по управлению государственным имуществом истцу был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №№ общей площадью 1202,20 кв.м., расположенный по адресу <адрес> для индивидуальной жилой застройки.
В 2021 году истец обратилась в департамент муниципального имущества администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако истцу было отказано в связи с тем, что вспомогательные объекты недвижимости выходят за границу испрашиваемого участка. Из чего истцу стало ясно, что постановка на кадастровый учет была произведена с нарушением, без учета построек и выделяемой площади земельного участка.
Кадастровым инженером был подготовлен межевой план для исправления ошибки в местоположении границ земельного участка площадью 1195 кв.м. После уточнения границ стало известно, что участок выходит за пределы красных линий градостроительного квартала 02_05_144.
После корректировки красных линий кадастровым инженером 15 марта 2021 года, площадь земельного участка изменилась до 966 кв.м. Однако истцу было отказано в исправлении реестровой ошибки по тем основаниям, что границы земельного участка уже уточнены и сведения о земельном участке внесены в ЕГРН.
Согласно подготовленному кадастровым инженером ФИО5 заключению, фактическая площадь земельного участка составляет 1195 кв.м., что соответствует договору аренды. В связи с чем был подготовлен новый межевой план на указанную площадь земельного участка.
С учетом уточнения исковых требований просит суд: согласовать межевой план от 08 апреля 2022 года земельного участка, расположенного по адресу <адрес> общей площадью 1195 кв.м. с внесением соответствующей записи в ЕГРН; отменить результаты межевания с внесенными координатами от 15 марта 2021 года земельного участка площадью 966 кв.м. с аннулированием соответствующей записи в ЕГРН.
Истец Акимова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов Бочарниковой И.А., которая поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения.
Представители ответчиков администрации Волгограда, ДМИ администрации Волгограда в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на иск.
Ответчик Григорьева В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области № 136-ОД от 26.12.2016г. «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа – город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившими силу отдельных законов Волгоградской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде, за исключением земельных участков, предоставленных для строительства, осуществляется администрацией Волгограда.
Согласно Положению о департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 N 55/1585 "О даче согласие администрации Волгограда на реорганизацию департамента муниципального имущества администрации Волгограда и департамента земельных ресурсов администрации Волгограда в форме присоединения департамента земельных ресурсов администрации Волгограда к департаменту муниципального имущества администрации Волгограда" к полномочиям Департамента муниципального имущества относится осуществление полномочий собственника по управлению, владению, пользованию и распоряжению земельными участками, в том числе полномочия продавца, арендодателя.
На основании договора аренды земельного участка №1633 от 26 января 2015 года Министерством по управлению государственным имуществом, Акимова Е.В. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1202,20 кв.м. по адресу <адрес> для индивидуальной жилой застройки.
Истцом был представлен в Управление для государственного кадастрового учета межевой план от 15.03.2021, подготовленный кадастровым инженером Григорьева В.С. B.C., в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, на основании которого внесены соответствующие сведения в ЕГРН в части площади земельного участка - 966 м2.
Представленный истцом в Управление Росреестра по Волгоградской области 21 апреля 2022 года межевой план от 08 апреля 2022 года, согласно которому площадь указанного земельного участка составляет 1195 м, содержит акт согласования местоположения границы земельного участка, в котором отсутствуют отметки о согласовании со смежными землепользователями - со стороны земельного участка с кадастровым номером 34:34:020030:16 и земель общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьева В.С. действующий в интересах Акимова Е.В. обратился в Департамент с заявлением о согласовании межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением уточнением местоположения и площади земельного участка с кадастровым №.
Письмом от 26.05.2022 года №11199-мку Департаментом отказано в согласовании местоположения границ земельного участка исходя из следующего:
- земельный участок с кадастровым номером 34:34:020030:41
расположен в жилой зоне индивидуальных жилых домов (Ж1), при этом, в
силу Правил землепользования и застройки городского округа город-герой
Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от
21.12.2018 № 5/115 максимальная площадь земельного участка для
индивидуального жилищного строительства составляет 1000 м;
- часть уточняемого земельного участка расположена за границей
градостроительного квартала, в границах территории общего пользования,
линейных объектов.
В соответствии со сведениями из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 966 кв. м, с видом разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка, установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка.
При этом, согласно координат в составе межевого плана площадь уточняемого земельного участка составляет 1195 кв. м.
Земельный участок с кадастровым №, в отношении которого проводятся кадастровые работы, расположен в жилой зоне индивидуальных жилых домов (Ж1).
Согласно статье 23 «Градостроительный регламент жилой зоны индивидуальных жилых домов (виды разрешенного использования и предельные параметры) (Ж1)» Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 № 5/115, максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 1000 кв. м.
Кроме того, в соответствии с информацией муниципального банка пространственных данных администрации Волгограда установлено, что часть уточняемого земельного участка расположена за границей градостроительного квартала, в границах территории общего пользования, линейных объектов.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичные положения содержатся в п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению в собственность граждан и юридических лиц не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи1 ГрКРФ территориальное планирование-планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрКРФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Статьей 23 ГрКРФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть3). На указанных в пунктах 2 -4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть5). К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6).
Согласно пунктам11 и 12 статьи1 ГрКРФ красные линии -линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.04.2011 года №15248/10, земельный участок, относящийся к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу, а расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования исключает возможность приобретения его в собственность в силу прямого указания закона.
Учитывая изложенное, у Департамента отсутствовали основания для согласования местоположения границ земельного участка.
Кроме того, согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ).
Процедура проведения согласования местоположения границ земельного участка и оформления результатов такого согласования описана в статьях 39, 40 Закона № 221-ФЗ
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в порядке, установленном земельным законодательством.
Исходя из смысла вышеуказанного суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
Указанная позиция согласуется с кассационным определением Верховного суда РФ от 14.10.2020 года по делу №18-КАД20-17-К4, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2020 года по делу №88-1150/2020
В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежат восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Таким образом, действующим земельным законодательством определены способы, при которых восстановление нарушенного права на земельный участок осуществляется судом.
Истцом не оспариваются действия администрации Волгограда, истец просит обязать администрацию Волгограда согласовать межевой план на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности с нарушением законодательства о земле.
При таких данных, иск Акимова Е.В. не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск Акимова Е.В. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Григорьева В.С. о согласовании межевого плана, отмене результатов межевания, внесении изменений в ЕГРН, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 июня 2022 года.
Судья: Е.Е. Рожкова