Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-8114/2022 от 30.06.2022

Судья: Волков М.В. гр. дело № 33 - 8114/2022

(номер дела суда первой инстанции 2 – 894/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

16 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего судьи – Чирковой И.Н.

судей – Туляковой О.А., Топтуновой Е.В.

при секретаре - Туроншоевой М.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Глушковой С.В. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27 апреля 2022 года с учетом определения Красноглинского районного суда г. Самары от 31 мая 2022 года об исправлении описки,

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27 апреля 2022 года отменить в части отказа во включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочно страховой пенсии по старости, и принять по делу в этой части новое решение, которым:

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области включить периоды работы Глушковой С.В. в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области назначить Глушковой С.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части оставить без изменения решение суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Волков М.В. гр. дело № 33 - 8114/2022

(номер дела суда первой инстанции 2 – 894/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего судьи – Чирковой И.Н.

судей – Туляковой О.А., Топтуновой Е.В.

при секретаре - Туроншоевой М.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Глушковой С.В. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27 апреля 2022 года с учетом определения Красноглинского районного суда г. Самары от 31 мая 2022 года об исправлении описки, которым постановлено:

«иск Глушковой С.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области обязанность принять к зачету, выданные в отношении Глушковой С.В. справку о стаже от ДД.ММ.ГГГГ, справку о заработной плате без даты включить периоды работы Глушковой С.В. в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в пользу Глушковой С.В. судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части иск Глушковой С.В. оставить без удовлетворения.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Чирковой И.Н., объяснения Глушковой С.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области – Супрун И.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Глушкова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указала, что Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности период ее работы в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в трехмесячный срок из компетентных органов Республики Казахстан не поступило подтверждение факта работы и заключение о том, что данная работа давала право на установление досрочных пенсий на территории республики, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ протекал после отмены института досрочных пенсий педагогическим и медицинским работникам в республике, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о пенсионных взносах, справку о стаже от ДД.ММ.ГГГГ и справку о заработной плате без даты не приняты пенсионным органом к зачету, поскольку факт их выдачи и достоверность указанных сведений не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан, кроме того справки выданы коммунальным государственным учреждением «<данные изъяты>», учреждением которое согласно справкам не является правопреемником <данные изъяты> с чем истец не согласна, так как период ее работы и должность подтверждены документально, справки выданы в установленном порядке, сведения о переименовании учреждений также имеют документальное подтверждение.

С учетом уточнений исковых требований, истец просил суд возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области обязанность принять к зачету, выданные в отношении нее справку о стаже от ДД.ММ.ГГГГ, справку о заработной плате без даты , включить периоды ее работы в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признать право на нее и назначить такую пенсию с даты обращения за ней с ДД.ММ.ГГГГ

Судом принято вышеуказанное решение, с которым Глушкова С.В. не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение о признании специального страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы: с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Казахстан в <данные изъяты> в должности учителя физики и математики.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяя основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, и закрепляя в качестве условий назначения страховой пенсии по старости, в том числе, достижение возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (статья 8), вместе с тем предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Судом первой инстанции установлено, что Глушкова С.В. работала в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, архивными справками и справками работодателя.

ДД.ММ.ГГГГ Глушкова С.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г.о. Самара (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Глушковой С.В. отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет. Документально подтвержденный специальный стаж истца на дату обращения составил 11 лет 1 месяц 7 дней.

В специальный страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период работы Глушковой С.В. в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в трехмесячный срок из компетентных органов Республики Казахстан не поступило подтверждение факта работы и заключение о том, что данная работа давала право на установление досрочных пенсий на территории республики, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ протекал после отмены института досрочных пенсий педагогическим и медицинским работникам в республике, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о пенсионных взносах, справку о стаже от ДД.ММ.ГГГГ и справку о заработной плате без даты не приняты пенсионным органом к зачету, поскольку факт их выдачи и достоверность указанных сведений не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан, кроме того справки выданы коммунальным государственным учреждением «<данные изъяты>», учреждением которое согласно справкам не является правопреемником <данные изъяты>

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Глушковой С.В. частично, суд первой инстанции пришел к выводу, что включению в специальный страховой стаж подлежит период работы истца в должности учителя физики и математики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., обязав ответчика принять к зачету, выданные истцу справку о стаже от ДД.ММ.ГГГГ справку о заработной плате без даты.

При этом с учетом признанного пенсионным органом имеющегося у истца педагогического стажа 11 лет 1 месяц 7 дней и включенного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, у истца отсутствует необходимый специальный стажа 25 лет, в связи с чем суд первой инстанции оставил требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о включении в общий страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., суд первой инстанции исходил из того, что данный период педагогической деятельности истца протекал после отмены института досрочных пенсий педагогическим и медицинским работникам в Республике Казахстан и потому не подлежит учету в специальный стаж.

Решение суда в части удовлетворения требований Глушковой С.В. сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом апелляционного рассмотрения.

Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводами суда в части отказа удовлетворения требований истца по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Казахстаном.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно абз. 3 п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения, при этом порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Однако суд первой инстанции разрешая спор, не учел вышеприведенные положения норм пенсионного законодательства, регулирующие спорные отношения.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2002 г. и действовал до 01 января 2015 г. – даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, который не применяется с 01 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту – Правила от 02 октября 2014 г. № 1015).

Согласно пункту 5 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 г. – документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 г. и с 01 января 2002 г. – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 г. – документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015).

Пунктом 11 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту – Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Республики Казахстан, судом первой инстанции учтены не были.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Вышеуказанные Списки предусматривают право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью работу в должности «учитель» в школах всех типов и наименований.

ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о ликвидации <данные изъяты>

Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе справкой от ДД.ММ.ГГГГ выданной директором КГУ «<данные изъяты>» <данные изъяты>, согласно которой, справка выдана в связи с тем, что после ликвидации коммунального государственного учреждения «<данные изъяты>", документы хранятся у них, так как архив не обработан.

Из данной справки следует, что Глушкова С.В. работала в учреждении полный рабочий день, выполняла норму рабочего времени (педагогическую или учебную нагрузку) установленную за ставку, т.е. 18 часов в неделю. Отпуск без сохранения заработной платы, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1, 5 лет не представлялся.

Аналогичные сведения содержатся в справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной <данные изъяты> на основании устава учреждения, приказов за <данные изъяты>-<данные изъяты> г.г., лицевых счетов на заработную плату за <данные изъяты>-<данные изъяты> г.г., личной карточки Т-2.

Также представлена справка о суммах дохода, выплаченного Глушковой С.В. и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, Глушковой С.В. в пенсионный орган были представлены сведения из НАО «<данные изъяты>», согласно которым за период <данные изъяты><данные изъяты> г.г. производились отчисления страховых взносов в отношении Глушковой С.В.

Данные документы выданы компетентным органом республики Казахстан и были представлены истцом в пенсионный орган в подлинниках.

Справки, выданные директором КГУ «<данные изъяты>» <данные изъяты>, поступили в пенсионный орган по запросу.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Глушкова С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности и в учреждении, предусмотренных Списком, дающие право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Выше установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не были учтены судом первой инстанции, что привело к неверным выводам суда об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца.

На момент обращения истца о назначении ему страховой пенсии были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего пенсионного законодательства для принятия обоснованного решения, неполучение пенсионным органом сведений из компетентных органов не может ущемлять и ограничивать право истца, гражданина России о назначении ему по достижении возраста страхового стажа с учетом включения периодов его работы до распада СССР.

Принимая во внимание выше установленные обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия полагает имеются правовые основания для включения в специальный стаж Глушковой С.В. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя физики и математики в <данные изъяты>

Поскольку с учетом включения в специальный стаж истца вышеуказанных периодов и засчитанного пенсионным органом периода работы, на день обращения с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ г.) специальный стаж истца составляет 25 лет 2 дня, судебная коллегия считает подлежащим удовлетворению требования истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушены нормы материального права, не правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в силу ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене в части отказа во включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочно страховой пенсии по старости, с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении исковых требований Глушковой С.В. в данной части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27 апреля 2022 года отменить в части отказа во включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочно страховой пенсии по старости, и принять по делу в этой части новое решение, которым:

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области включить периоды работы Глушковой С.В. в должности учителя физики и математики в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области назначить Глушковой С.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части оставить без изменения решение суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 августа 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-8114/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Глушкова С.В.
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
30.06.2022[Гр.] Передача дела судье
02.08.2022[Гр.] Судебное заседание
16.08.2022[Гр.] Судебное заседание
01.09.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее