Решение изготовлено в полном объеме 15.12.2023 года
УИД №
Дело № 2-4248/2023
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чеховский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Казеровой С.М.,
с участием помощника судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Россети Московский регион» к ФИО2 о расторжении договора, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Истец, представитель ПАО «Россети Московский регион», обратился в суд с иском к ответчику, ФИО2, о расторжении договора № № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Россети Московский регион» и ФИО2 был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № № энергопринимающих устройств заявителя, расположенных на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, с максимальной мощностью 15 кВт, третьей категории надежности, с классом напряжения 0,4кВ, также, ДД.ММ.ГГГГ сторонами было достигнуто соглашение о технических условиях № №, предусматривающих выполнение мероприятий по технологическому присоединению, при этом срок технических условий в соответствии с договором установлен в 2 года и истёк ДД.ММ.ГГГГ. Плата по Договору определена Распоряжением Комитета по ценам и тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р и составляет 550 руб. с НДС. Поскольку ответчиком не было направлено уведомление о выполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями, срок осуществления мероприятий оказался нарушенным по вине заявителя, который до настоящего времени не внёс плату за технологическое присоединение, ею были допущены существенные нарушения условий договора об осуществлении технологического присоединения, в связи с чем сетевая организация лишилась в полном объеме платы за технологическое присоединение, на которую была вправе рассчитывать при заключении договора и его надлежащем исполнении заказчиком, а также возможных доходов за передачу электроэнергии.
Истец, представитель ПАО «Россети Московский регион», в судебное заседание не явился, извещен, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик, ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена, возражений не направила, об уважительности причины неявки суд не известила.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании п. п. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с п. 5 ст. 453 ГК РФ если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Россети Московский регион» и ФИО2 был заключен договор № № об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, расположенных на земельном участке со строением по адресу: <адрес>, кадастровый №. Технические характеристики энергопринимающих устройств: максимальная мощность присоединяемых устройств - 15 кВт; категория надежности - III (третья), класс напряжения электрическим сетей – 0,4кВ. (л.д. 7-8).
Техническими условиями № являющимися неотъемлемой частью Договора, определен перечень мероприятий по технологическому присоединению и распределению обязанностей между сторонами.
Срок действия Технических условий № № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 года.
Пунктом 5 Договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора.
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861 порядок и сроки внесения заявителем платы за ТП, размер такой платы, а также перечень мероприятий по ТП, обязательства сторон по их выполнению, срок осуществления мероприятий по ТП являются существенными условиями договора технологического присоединения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что неисполнение со стороны ответчика обязанности по внесению платы за технологическое присоединение, является существенным нарушением договора технологического присоединения № Ю8-20-302-13410 (789312).
По утверждению истца до настоящего момента мероприятия со стороны ответчика не исполнены, доказательств обратного ответчиком суду не представлено и не опровергнуто.
Истец заявляет требование о расторжении в судебном порядке Договора технологического присоединения № № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с виновным поведением ответчика - существенным нарушением с его стороны условий договора (ст. ст. 450, 453 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций.
Согласно абзацам 3, 4 ч. 2 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Поскольку из-за расторжения договора технологического присоединения фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям не состоялось, и включение фактических затрат, связанных с исполнением договора, в тариф на услуги по передаче электрической энергии законодательством не урегулировано, понесенные фактические затраты не могут быть учтены в тарифе на услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, сетевая организация вправе в судебном порядке взыскать с потребителя, отказавшегося от технологического присоединения и подписания акта о технологическом присоединении, фактически понесенные расходы, которые не включаются в тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) в адрес ответчика была направлена претензия о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ДД.ММ.ГГГГ № № соглашение о расторжении договора, что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д.13-15).
Помимо обязательств по оплате по договору технологического присоединения № № от ДД.ММ.ГГГГ, на заявителя п. 8 договора возложена обязанность надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по ТП в пределах границ участка заявителя, указанных в технических условиях. После выполнения ТУ заявитель обязан уведомить об этом сетевую организацию.
В договоре об осуществлении технологического присоединения ответчик является заказчиком, то есть договор заключен в интересах последнего. На ответчика, как на заказчика, договором технологического присоединения № № от ДД.ММ.ГГГГ возложены обязанности по выполнению технических условий в своей части, по оплате технологического присоединения, являющихся существенными условиями договора технологического присоединения № № от ДД.ММ.ГГГГ года
Факт невыполнения ответчиком мероприятий по осуществлению технологического присоединения, предусмотренных ТУ, как и отсутствие оплаты по Договору, ответчиком не оспорен, факт выполнения сетевой организацией ТУ в своей части исходя их представленных в материалы дела доказательствам, суд находит установленным.
Согласно п. 12 договора технологического присоединения датой исполнения обязательств заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет сетевой организации.
Как следует из искового заявления, оплата по договору технологического присоединения № № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не была произведена, обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1178, деятельность ПАО "Россети Московский регион" по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Для расчета платы за ТП органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждаются тарифные ставки, а также формула расчета платы за ТП.
Таким образом, плата за ТП определяется не на основании сметного расчета (рыночной стоимости), а в соответствии с утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования методикой по определению размера платы за ТП, следовательно, плата за ТП является усредненной, может как превышать фактические расходы сетевой организации на технологическое присоединение, так и быть ниже стоимости их объема.
Из характера обязательств сетевой организации и заказчика следует, что к правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 ГК РФ, так и общие положения об обязательствах и о договоре.
Технологическое присоединение объектов заказчика не состоялось по вине заказчика, не исполнившего возложенную на него пунктом 11 договора технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ. обязанность по перечислению денежных средств на расчетный счет Сетевой организации в форме 100% платежа в течение 10 рабочих дней с момента вступления в действие указанного договора.
Положения ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и п. 6, 7 Правил технологического присоединения N 861 регулируют доступ к электрическим сетям и предусматривают в целях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя заключение соответствующего договора по инициативе лица, которое имеет намерение на осуществление технологического присоединения, посредством подачи заявки.
Заключенный между сторонами договор следует квалифицировать как договор технологического присоединения, который подпадает под регулирование специальных норм, закрепляющих правила подключения к системам энергоснабжения, так и норм главы 39 ГК РФ, а также общих положений об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ). Указанный договор является публичным.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательства сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Установленное сторонами условие о прекращении действия договора должно быть выражено в нем сторонами однозначно и определено.
Условиями заключенного сторонами настоящего спора договора не установлено прекращение обязательств окончанием срока действия технических условий.
В соответствии с условиями договора технологического присоединения на исполнителя возложены обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика, на заказчика - по выполнении ТУ в своей части и оплате выполнения исполнителем мероприятий по ТП.
Моментом окончания исполнения сторонами обязательств по договору технологического присоединения является фактическое присоединение энергопринимающих устройств заказчика к сетям сетевой организации с оформлением соответствующих документов (акта о технологическом присоединении).
Обязательства, предусмотренные договором технологического присоединения в настоящий момент ответчиком не исполнены, фактическое присоединение энергопринимающих устройств заказчика не осуществлено.
В соответствии со ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Статьей предусмотрено, что договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
При этом ни закон, ни договор не содержат условия о том, что окончание срока действия договора (или технических условий к нему) влечет прекращение обязательств сторон по договору. В данном случае обязательство сетевой организации состоит в технологическом присоединении энергопринимающих устройств ответчика к электрическим сетям, а обязательство ответчика - в оплате технологического присоединения и выполнении технических условий. Оплата технологического присоединения ответчиком не произведена в полном объеме, фактическое присоединение по договору сетевой организацией осуществлено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключенный между сторонами договор подлежит расторжению в связи с нарушением ответчиком обязательств по договору, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком суду не представлено.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., подтвержденные документально (л.д.16).
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 – 237 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ПАО «Россети Московский регион» к ФИО2 о расторжении договора, взыскании судебных расходов – удовлетворить.
Признать договор № № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения, заключенный между ПАО «МОЭСК» и ФИО2, расторгнутым.
Взыскать с ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Заочное решение может быть отменено по заявлению ответчика, поданному судье, в течение 7 дней с момента получения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд <адрес> в течение одного месяца с момента истечения срока для подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий судья С.М. Казерова