Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1651/2024 (2-8597/2023;) ~ М-8309/2023 от 22.12.2023

86RS0002-01-2023-010501-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2024 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:

председательствующего судьи Козыревой М.А.,

при секретаре судебного заседания Ибрагимовой С.Д.,

с участием прокурора города Нижневартовска Чулпановой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1651/2024 по исковому заявлению прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах Рафиковой А. Н., к муниципальному образованию города Нижневартовск и Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, третье лицо на стороне ответчиков, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор города Нижневартовска обратился в Нижневартовский городской суд с указанным иском в защиту интересов Рафиковой А.Н., мотивируя требования тем, что в ходе проведенной проверки установлен факт нарушения прав Рафиковой А.Н. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, выразившийся в не предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Просит обязать Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу приобрести для Рафиковой А.Н., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям города Нижневартовска, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения, обязать муниципальное образование города Нижневартовск, в лице администрации города Нижневартовска, предоставить Рафиковой А.Н., <дата> года рождения, приобретенное Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям города Нижневартовска, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

Прокурор города Нижневартовска Чулпанова Л.Ф. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Истец Рафикова А.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в телефонограмме пояснила, что жилое помещение получила <дата> в <адрес>.

Представитель ответчика муниципального образования города Нижневартовска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До начала судебного разбирательства представил возражения, в которых с требованиями не согласился, указывая на преждевременность обращения с данными требованиями, право истца не нарушалось, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Департамента по управлению Государственным имуществом ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До начала судебного разбирательства представил возражения, в которых с требованиями не согласился, просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Рафикова А.Н., <дата> года рождения, обратилась с заявлением в прокуратуру города Нижневартовска, в котором указала, что являясь лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до настоящего времени не обеспечена жильем, в связи с чем, вынуждена проживать у опекуна (л.д.11).

В ходе проверки установлено, что муниципальным образованием город Нижневартовск, в лице администрации города Нижневартовска, нарушено право Рафиковой А.Н. на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. По информации администрации города Нижневартовска Рафикова А.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д.18-26).

Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).

Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ) определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8, из которого следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет либо в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия до фактического предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений или до исключения их из списка по основаниям, предусмотренным пунктом 3.1 настоящей статьи, а также лица, указанные в пункте 9 настоящей статьи, по их заявлению регистрируются по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте Российской Федерации, где они включены в список, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.10 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

В соответствии с п.п.5, 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договором найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2012 года N 559-п, решение о предоставлении жилого помещения является основанием заключения договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный указанным решением, но не позднее 30 календарных дней со дня его принятия. Заключение договора найма специализированного жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В силу п. п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2005 № 62-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» органы местного самоуправления обязаны: осуществлять переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; использовать по целевому назначению финансовые средства, передаваемые из бюджета автономного округа для исполнения отдельных государственных полномочий, в пределах предоставленных субвенций; обеспечивать выполнение нормативных правовых актов автономного округа по вопросам осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, по общему правилу, специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 12 Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее по тексту – Закон № 86-оз) органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются отдельным государственным полномочием по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа, включающим в себя: 1) однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, приобретаемых исполнительным органом автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа в сфере управления государственным имуществом, и передаваемых в муниципальную собственность, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения; 2) принятие решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключение договора социального найма.

В силу ст. 5 Закона № 86-оз орган опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список).

Приобретение жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исполнительным органом автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа в сфере управления государственным имуществом (абзац четвертый ст. 5 Закона № 86-оз).

В силу п. 1 Положения о Департаменте по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 06.06.2010 № 102, Департамент является исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений.

Между Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и муниципальным образованием город Нижневартовск <дата> в целях реализации полномочий по вопросам обеспечения детей-сирот, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в ХМАО-Югре заключено соглашение (л.д.46).

От уполномоченного органа – Департамента социального развития ХМАО-Югры, осуществляющего формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поступил Список, в который Рафикова А.Н. включена с целью обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Из материалов дела следует, что на основании личного заявления Рафиковой А.Н. учетное дело направлено в управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по <адрес> и <адрес> для предоставления ей жилого помещения специализированного жилищного фонда в <адрес>.

По информации КУ ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения» истцу предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и заключен договор найма от <дата> (л.д.78).

В материалы дела представлена копия договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от <дата> (л.д.80-83), согласно которому наймодатель администрация <адрес> передает нанимателю Рафиковой А.Н. во владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, срок действия договора 5 лет, по <дата>.

Таким образом, обязательства в отношении Рафиковой А.Н. по передаче благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма исполнено, нарушений прав истца не установлено.

В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                 ░.░.░░░░░░░░

«░░░░░ ░░░░░»                         ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ______________ ░.░. ░░░░░░░░             ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░ ░/░ _________ ░.░.░░░░░░░░░░        ░░░░-░░░░ ░ ░░░░ № _________

« ___ » _____________ 2024 ░.                ░░░░░░░░░ ░/░_____░.░.░░░░░░░░░░

2-1651/2024 (2-8597/2023;) ~ М-8309/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Нижневартовска в интересах Рафиковой А.Н.
Рафикова Альфия Нургаяновна
Ответчики
Департамент по управлению Государственным имуществом ХМАО-Югры
Администрация г. Нижневартовска
Другие
Департамет социального развития ХМАО-Югры
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Козырева (Пустовая) М.А.
Дело на сайте суда
vartovgor--hmao.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Подготовка дела (собеседование)
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее