Судья Николина Н.С. Дело № 7-45/2021
№ 5-1582/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 10 февраля 2021 года
Судья Кировского областного суда Русских Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерного общества «Автотранспортное предприятие» Пырлога Д.Ю.
на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Кирова Кировской области от 08.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Автотранспортное предприятие»,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Кирова Кировской области от 08.12.2020 АО «Автотранспортное предприятие» (далее – АО «АТП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено наказание с применением ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, генеральный директор АО «АТП» Пырлог Д.Ю. просит постановление судьи отменить, указывая, что на момент события правонарушения 13.10.2020 действовавшая редакция п. 1.12 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 №122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» (в редакции от 29.09.2020), не содержала требования об оборудовании салона автобуса местом обработки рук кожными антисептиками либо наличие одноразовых перчаток, поскольку указанная норма распространялась только для входа на территорию, здание, сооружение (помещения в них), к которым салон автотранспорта не относится, в связи с чем, по мнению заявителя, отсутствует событие административного правонарушения.
В судебном заседание представитель АО «АТП» Шевелев А.А., действующий на основании доверенности от 11.01.2021, доводы жалобы поддержал, просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - старший инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Кирову Беспятых А.В., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения, установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, предусмотрена ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100000 руб. до 300000 руб.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении судьёй районного суда установлено, что АО «АТП» не выполнены правила поведения при введенном режиме повышенной готовности на территории Кировской области, а именно, в нарушение требований Указа Президента РФ от 11.05.2020 № 316, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, Указа Губернатора Кировской области «О введении режима повышенной готовности» от 17.03.2020 № 44 и постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 №122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» АО «АТП» 13.10.2020 в период времени с 14 час. 30 мин. до 14 час. 55 мин. по адресу: <адрес>, на автобусе МАЗ?206, государственный регистрационный номер №, по маршруту движения № 39 осуществляло оказание услуг, не обеспечив наличие мест обработки рук кожными антисептиками (готовыми к применению растворами, концентратами, дезинфицирующими салфетками, пропитанными кожным антисептиком, аэрозолями (в беспропеллентных аэрозольных упаковках), гелями, кремами антисептическими) либо наличие одноразовых перчаток.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 43 АБ № 1086615 от 15.10.2020, протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 13.10.2020; объяснениями свидетелей Мут Ю.А. и Головаша А.Б. от 13.10.2020; копией постановления администрации г. Кирова № 247-п от 06.02.2020; копией Устава АО «АТП»; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «АТП»; видеозаписью события административного правонарушения (л.д. 2, 10, 11, 12, 13, 14-19, 19а-26, 30).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «АТП» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначения ему наказания с применением ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Вместе с тем с вынесенным по делу постановлением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Указом Президента РФ от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, предписано обеспечить определение в границах соответствующего субъекта РФ территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. «а 2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п.п. «б» п.3, п.п. «в», «г» п.4 Правил).
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с п.п. «а2» п. «а» ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п «б» п.6 ст.4.1., п. «а». «у». «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1. КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В развитие приведенных выше положений законодательства РФ в субъектах РФ приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 (ред. от 11.05.2020) «О введении режима повышенной готовности», в связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.
Разработка и принятие в установленном порядке правовых актов по реализации Указов Президента РФ, изданных для реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), возложена на Правительство Кировской области (п. 2-1 Указа Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44).
Постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» на основании предписания Главного государственного санитарного врача Кировской области в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Кировской области введены ограничительные мероприятия (карантин), в том числе в соответствии с п. 1.12 (в редакции от 29.09.2020 № 534-П, действовавшей по 14.10.2020 включительно) на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не приостановлена в соответствии с пп. 1.1 и 1.2 настоящего постановления, возлагалась обязанность обеспечивать при входе на территорию, в здание, сооружение (помещение в них), где осуществляется деятельность соответствующей организации (индивидуального предпринимателя), контроль соблюдения работниками (исполнителями по гражданско-правовым договорам) и посетителями масочного режима, а также наличие мест обработки рук кожными антисептиками (готовыми к применению растворами, концентратами, дезинфицирующими салфетками, пропитанными кожным антисептиком, аэрозолями (в беспропеллентных аэрозольных упаковках), гелями, кремами антисептическими) либо наличие одноразовых перчаток (далее - место обработки рук антисептиком).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе обстоятельств по делу об административном правонарушении, подлежащих выяснению, являются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, к которым в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ относится в т.ч. отсутствие события, состава административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 25.1, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его законным представителем в вышестоящий суд.
Жалоба на постановление судьи подана генеральным директором Пырлогом Д.Ю. являющимся в силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителем АО «АТП».
Судом отмечается что, как обоснованно указывает податель жалобы, до 14.10.2020 включительно действовало постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П в редакции от 29.09.2020 № 534-П, которым предусматривалось обеспечение местом обработки рук антисептиком или наличием одноразовых перчаток при входе на территорию, в здание, сооружение (помещение в них), где осуществляется деятельность соответствующего юридического лица.
В силу буквального толкования указанной нормы данные требования относились исключительно к объектам недвижимости, т.е. объектам, неразрывно связанных с землей, к которым в силу ст. 130 ГК РФ автомобильный транспорт, являющийся движимым имуществом, не относится.
Только после вступления в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Кировской области от 14.10.2020 № 541-П, которыми такая обязанность была введена пп. 1.3.4 п. 1.3 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 №122-П, на АО «АТП» возлагалась обязанность по оборудованию уже и в автотранспорте мест обработки рук антисептиком или наличием одноразовых перчаток, что было исполнено последним и нашло своё отражение в акте проверки, проведенной со 2 по 20.11.2020 Управлением Роспотребнадзора по Кировской области, от 20.11.2020 № 0655 (л.д. 49- 52), подтверждающего отсутствие каких-либо нарушений со стороны данного Общества.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на 13.10.2020, действовавшая редакция п. 1.12 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 №122-П, не предусматривала в автотранспорте обязательного требования об обеспечении мест для обработки рук антисептиком и наличием одноразовых перчаток, что свидетельствует об отсутствии противоправности в каких-либо действиях (бездействии) АО «АТП», и как следствие отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В силу п. 3 ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в качестве основания привлечения к административной ответственности АО «АТП» вменялось только нарушение требований п. 1.12 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 №122-П в части не обеспечения салона автобуса местом обработки рук кожными антисептиками или наличием одноразовых перчаток, при указанных обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда г.Кирова Кировской области от 08.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении АО «АТП» подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями п.2 ч.1 ст. 24.5, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу генерального директора акционерного общества «Автотранспортное предприятие» Пырлога Д.Ю. удовлетворить,
постановление судьи Октябрьского районного суда г.Кирова Кировской области от 08 декабря 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Автотранспортное предприятие», отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда Русских Л.В.