<данные изъяты> 16RS0047-01-2020-000158-96
Дело № 2-1319/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июня 2020 года г. Казань
Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Р. Андреева,
при секретаре судебного заседания Ю.В. Минуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Р. Шафигуллиной ИКМО г. Казани о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Г.Р. Шафигуллинаобратилась в суд с вышеуказанным иском к ИКМО г.Казани. В обоснование иска указав, что истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 32 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Данный индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:50:281410:8.
Постановлением Главы Администрации Кировского района г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под принадлежащим истцу жилым домом был предоставлен ей в собственность.
На данном земельном участке после вынесения указанного выше постановления истец начала возводить новый жилой дом. Дом общей площадью 210 кв.м достроен в ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановление Главы Администрации Кировского района г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным в связи с нарушением прав иных наследников жилого дома.
Решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан по делу № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было признано право собственности на 1/9 доли домовладения с обязанностью выплатить компенсацию наследникам.
В связи со спорами и затяжными конфликтами с иными наследниками и оспариванием права собственности на выстроенный жилой дом и земельный участок истец не достраивала жилой дом и не выкупала земельный участок.
На основании изложенного, истец просит суд признать право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 210,3 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный по адресу: <адрес>, за ГузелиейРаисовнойШафигуллиной.
Истец Г.Р. Шафигуллина и её представитель в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика ИКМО г. Казани в суд не явился, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» в суд не явился, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица МКУ «УАИГ ИКМО г. Казани» в суд не явился,причины неявки суду не известны.
Представитель МКУ «КЗИО ИКМО г. Казани» в суд не явился, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица МКУ «УГР ИКМО г. Казани» в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РТ в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о признании права собственности на жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, необходимо иметь в виду, что такое требование в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть удовлетворено лишь при предоставлении истцу земельного участка, на котором возведена самовольная постройка.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, исходя из предмета и основания иска о признании права собственности на самовольное строение и подлежащих применению норм материального права в предмет доказывания по данному иску входят: факт соответствия самовольно возведенных объектов требованиям градостроительных, строительных, экологических, противопожарных и иных норм и правил; факт отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц; факт отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов на эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ Г.Р. Шафигуллиной принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом площадью 32,0 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, ДД.ММ.ГГГГ постройки.
Данный индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке № по <адрес>, который был предоставлен в собственность истцу на основании постановленияГлавы администрации Кировского района г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ.
На данном земельном участке истец возвела новый жилой дом общей площадью 210,0 кв.м. Дом был достроен в ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше постановление Главы администрации Кировского района г. Казани № от 0112.2003 года «О предоставлении земельного участка № по <адрес> в собственность для жилого дома» признано незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за Г.Р. Шафигуллиной было признано право собственности на 1/9 доли домовладения с обязанностью выплатить компенсацию наследникам. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Как установлено судом, строительство нового жилого дома было произведено без разрешительных документов, в связи с чем, по мнению суда является самовольным строением.
Согласно гигиеническому заключению ГУ «Центр госсанэпиднадзора» в Кировском районе г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом и расположенный под ним земельный участок соответствует нормам радиационной безопасности.
В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ «Центр госсанэпиднадзора» в Кировском районе г. Казани не возражало против размещения индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1000,0 кв.м по <адрес>.
Согласно заключению ООО «ЦентрИнтерИнвестКом» № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 210,3 кв.м, является жилым 2х этажным домом, и пригодно для проживания, соответствует санитарным нормам и требованиям, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, находится в исправном состоянии; не является аварийным зданием, не является ветхим, подлежащим сносу и/или реконструкции, не несет угрозу жизни и здоровью находящихся и/или проживающих в нем граждан.
Согласно письму ОНД и ПР по Кировскому району г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный жилой дом не противоречит требованиям пожарной безопасности, с учетом повышения степени огнестойкости здания, путем проведения огнезащитной пропитки.
Таким образом, судом установлено, что возведенное строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствуют градостроительным и санитарным нормам и правилам. Доказательств обратному суду не представлено, судом не добыто.
Как усматривается из материалов дела, истцом используется жилой дом с 2009 года, она несет бремя по его содержанию, оплачивает соответствующие услуги, с указанного времени до его обращения в суд с названным иском, владельцами смежных земельных участков, каких-либо претензий в установленном законом порядке не предъявлено.
Из материалов дела следует, что возведенный истцом жилой дом находится в пределах земельного участка, утвержденного собственником, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. Доказательств обратному суду не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, а также разъяснениями содержащимися в пункте 26 совместного Постановления Пленумов ВС РФ № и ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд приходит к выводу о том, что каких-либо оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Г.Р. Шафигуллиной.
Признать за Г.Р. Шафигуллиной собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 210,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г. Казани Республики Татарстан заявление об отмене настоящего заочного решения в течение 7 дней после получения его копии.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Р. Андреев