Дело № 2-56/2020
УИД 25RS0033-01-2019-000993-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка 10 января 2020 года
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Цыбульской О.Н.,
при секретаре судебного заседания Кораблевой И.В.,
с участием истца ФИО2,
ответчика ФИО3,
третьего лица ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО2 к ФИО3 о признании права собственности на жилой дом,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с названным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что в жилом доме по адресу: <адрес>, проживали супруги ФИО6 и ФИО7 Запись о регистрации жилого дома на праве собственности в похозяйственных книгах по данному адресу отсутствует. ФИО7, ФИО6 умерли. После их смерти их сын ФИО8 с супругой ФИО3 передали ей в собственность указанный жилой дом, а взамен она передала им принадлежащий ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>. В сентябре 2001 года она переехала в жилой дом по адресу: <адрес>, и проживает в нем по настоящее время. Никаких документов по обмену домами они не составляли. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер.
За время проживания в указанном доме она за свои средства систематически производила ремонт дома: белила, красила, в спальне, зале и кухне наклеила обои, на полы в кухне и прихожей постелила линолеум, переложила отопительную печь, обшила печь железом. Заменила электросчетчик. Снаружи покрасила стены дома, заменила крышу на веранде дома. Установила скважину для подачи воды в дом. Построила баню, два сарая, колодец. Никто никогда не претендовал на этот жилой дом. Право собственности на дом нигде и ни за кем не зарегистрировано, в связи с чем, просит признать право собственности на указанный жилой дом за собой.
Истец ФИО2 в судебных заседаниях исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дополнив, что супруги ФИО13 построили дом по адресу: <адрес>, и жили в нем постоянно. После смерти супругов ФИО13, они с ФИО8 договорились о обмене домами. Никаких документов по обмену домами не составляли. Из документов на дом ФИО13 была только домовая книга. После смерти супругов ФИО13, а также их сына ФИО7, на дом никто не претендовал. ФИО3 приходится ей родной сестрой.
Ответчик ФИО3 в судебных заседаниях с исковыми требованиями ФИО2 согласилась, пояснила, что её супруг ФИО8 проживал с родителями в доме по адресу: <адрес>, и был зарегистрирован в нем. После смерти родителей, в 2001 году они передали этот дом её родной сестре ФИО2, а та, в свою очередь, передала им в собственность свой дом. Никаких конфликтов в семье по поводу родительского дома не было. Её супруг умер.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО12 и ФИО11 в судебных заседаниях исковые требования поддержали, просили признать за ФИО2 право собственности на указанный жилой дом в силу приобретательной давности, подтвердив, что ФИО2 пользуется этим дом как своим собственным с 2001 года непрерывно, добросовестно, открыто.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО9 в судебные заседания не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы истца ФИО2, третьих лиц ФИО12, ФИО11, учитывая мнение ответчика ФИО3, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права. Вместе с тем лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимое имущество. Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности необходимо наличие одновременно нескольких условий: владение должно осуществляться в течение установленного законом времени (для недвижимости – пятнадцать лет); владеть имуществом необходимо как своим собственным; владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 статьи 234 ГК РФ).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Под добросовестным владельцем понимают того, кто приобретает вещь внешне правомерными действиями и при этом не знает и не может знать о правах иных лиц на данное имущество. Добросовестность давностного владельца определяется, прежде всего, на момент получения имущества во владение, причем в данный момент давностный владелец не имеет оснований считать себя кем-либо, кроме как собственником соответствующего имущества.
Таким образом, способ приобретения права собственности в порядке статьи 234 ГК РФ относится к первоначальным, так как права приобретателя не основаны на прежней собственности, а зависят от совокупности пяти вышеуказанных обстоятельств. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Как установлено в судебных заседаниях в жилом доме по адресу: <адрес>, проживали супруги ФИО6, ФИО7 и их сын ФИО8
Согласно справке администрации Сибирцевского городского поселения т ДД.ММ.ГГГГ, по данным похозяйственного учета по хозяйству по адресу: <адрес>, главой и членом хозяйства с 1986 по 2001 годы являлись ФИО6 и ФИО7 Записи о регистрации жилого дома на праве собственности за кем либо в похозяйственных книгах по данному адресу отсутствуют.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 2000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежит ФИО6, о чем в похозяйственной книге № ДД.ММ.ГГГГ-2001 годы администрации Монастырищенского сельского Совета ДД.ММ.ГГГГ сделана запись, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной администрацией Сибирцевского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельствам о смерти ФИО6 и ФИО7 умерли.
После смерти ФИО6, ФИО7 их сын ФИО8 в 2001 года передал во владение ФИО2 жилой дом по адресу: <адрес>, а ФИО2 передала ему во владение жилой дом по адресу: <адрес>. Никаких документов об обмене жилыми домами стороны не составляли.
Согласно свидетельству о смерти ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из домовой книги на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, усматривается, что в доме были зарегистрированы: ФИО6, ФИО7, ФИО8 В настоящее время зарегистрированы: ФИО2, ФИО12 и ФИО11
В 2010 году оформлен технический паспорт домовладения по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>, право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 36,5 кв. м, год строительства - 1958, кадастровый №, ни за кем не зарегистрировано.
Согласно уведомлению КГКУ «Управление землями и имуществом на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в реестровых книгах о праве собственности на объекты капитального строительства, помещения, запись о праве собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует. В инвентарном деле указанного объекта недвижимости правоустанавливающие документы отсутствуют.
Из сообщения администрации Сибирцевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не числится в реестре муниципальной собственности Сибирцевского городского поселения.
В силу пункта 19 (абзац 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года, ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
Поскольку первоначальные правообладатели спорного жилого дома умерли, но имеется наследник ФИО3, то ответчиком по иску о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности является ФИО3, которая не предъявляет своих прав в отношении данного имущества, не проявляет к нему интереса, в том числе, как к наследственному, либо выморочному имуществу, не оспорила законность владения истцом данным имуществом.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не является выморочным имуществом, права на этот объект недвижимости ни за кем не зарегистрированы, давностное владение с 2001 года является открытым, как своим собственным, непрерывным и добросовестным, что позволяет признать за истцом ФИО10 право собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 36,5 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░