Дело № 2-554/2023
УИД 13RS0019-01-2023-000470-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 г. г. Рузаевка
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Боярченковой Н.В.,
при секретаре Красильниковой Е.С.,
с участием в деле:
истца Рузаевского межрайонного прокурора в лице помощника прокурора Зиминой Елены Александровны,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» Кильдюшкиной Ольги Валерьевны, действующей на основании доверенности № 11 от 4 июля 2022 г.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца - Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия, администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» о возложении обязанности по исполнению мероприятий производственной программы,
установил:
Рузаевский межрайонный прокурор, обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (далее – ООО «Рузвода») о возложении обязанности по исполнению мероприятий производственной программы, указав, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки деятельности ООО «Рузвода», выявлены нарушения законодательства в части неисполнения мероприятий производственной программы. Установлено, что приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.12.2020 № 206 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение для АО «Водоканал», ООО «Рузвода», на водоотведение для АО «Водоканал», ООО «Рузканал» на 2021-2025 годы» утверждена производственная программа, с изменениями, внесенными приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17.11.2022 № 241 со сроком исполнения с 01.01.2022г. по 31.12.2022 г. Согласно экспертному заключению по корректировке тарифов на 2022-2025 гг. на водоотведение ООО «Рузвода» Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия при установлении тарифов учитывались расходы на текущий и капитальный ремонт согласно представленному ООО «Рузвода» плану ремонтных работ и производственной программе на 2021-2025 годы. Цены и объемы ремонтных работ, указанные в производственной программе, взяты на основании предоставленных ООО «Рузвода» дефектных ведомостей, прайс-листов, локальных смет, выполняемых хозяйственным способом. Как следует из производственной программы ООО «Рузвода», утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия № 206 от 15.12.2020 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение для АО «Водоканал», ООО «Рузвода», на водоотведение для АО «Водоканал», ООО «Рузканал» на 2021-2025 годы», с учетом изменений, внесенных приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17.11.2022 № 241 в 2022 г. ООО «Рузвода» обязано было выполнить следующие мероприятия: ремонт водопровода по ул. Маяковского, г. Рузаевки (от ул. Куйбышева до ул. Луначарского) на сумму 217,12 тыс.руб.; ремонт водопровода по ул. Терешковой г. Рузаевка (от ул. Трынова до ул. Царева) на сумму 678,44 тыс.руб.; ремонт водопроводных колодцев на сумму 361,22 тыс.руб. В соответствии с информацией, поступившей от ООО «Рузвода» 27.02.2023, указанные мероприятия не выполнены. Невыполнение организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, предусмотренных производственной программой мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту коммунальной инфраструктуры в сфере водоотведения повлекло нарушение прав граждан, юридических лиц на качественное получение услуги холодного водоснабжения. Просит суд обязать ООО «Рузвода» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия производственной программы, утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия № 206 от 15 декабря 2020 г. «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение для АО «Водоканал», ООО «Рузвода», водоотведение для АО «Водоканал», ООО «Рузканал», на 2021-2025 годы», с учетом изменений, внесенных приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17.11.2022 № 241: ремонт водопровода по ул. Маяковского, г. Рузаевки (от ул. Куйбышева до ул. Луначарского) на сумму 217,12 тыс.руб.; ремонт водопровода по ул. Терешковой г. Рузаевка (от ул. Трынова до ул. Царева) на сумму 678,44 тыс.руб.; ремонт водопроводных колодцев на сумму 361,22 тыс.руб. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия 4 мая 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено акционерное общество «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее АО «Водоканал») (л.д. 103).
29 июня 2023 г. от исполняющего обязанности Рузаевского межрайонного прокурора А.В. Князькина поступило заявление в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об уточнении заявленных исковых требований, в котором он просит обязать ООО «Рузвода» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия производственной программы, утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия № 206 от 15 декабря 2020 г. «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение для АО «Водоканал», ООО «Рузвода», водоотведение для АО «Водоканал», ООО «Рузканал», на 2021-2025 годы», с учетом изменений, внесенных приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17.11.2022 № 241: ремонт водопровода по ул. Маяковского, г. Рузаевки (от ул. Куйбышева до ул. Луначарского) на сумму 217,12 тыс.руб.; ремонт водопровода по ул. Терешковой г. Рузаевка (от ул. Трынова до ул. Царева) на сумму 678,44 тыс.руб. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Зимина Е.А. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Рузвода» по доверенности Кильдюшкина О.В. уточненные исковые требования признала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Государственный комитет по тарифам Республики Мордовия, администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, АО «Водоканал» о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, своих представителей не направили, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 49, 51, 120-121).
Суд в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Как установлено в статье 3 указанного Закона, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: 1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжении и водоотведения; 2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: 1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 28.01.2022) «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу частей 1, 2 статьи 12 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования (часть 6 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке.
Производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641.
При разработке проекта производственной программы учитываются, в том числе результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт «а» пункта 7 Правил разработки производственных программ).
Производственная программа включает, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (подпункты «б» и «з» пункта 5 Правил разработки производственных программ).
Пунктом 32 указанных Правил установлено, что регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год.
Судом установлено, что ООО «Рузвода» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц УФНС по Республике Мордовия в качестве действующего юридического лица с 02 мая 2017 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «Рузвода» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 14-17).
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.12.2020 № 206 с изменениями, внесенными приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17.11.2022 № 241 утверждена производственная программа для ООО «Рузвода» в сфере водоотведения согласно приложению 3 со сроком исполнения с 01.01.2021 по 31.12.2022, в соответствии с которой установлен перечень следующих мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения на 2022 г.:1-4 квартал - текущий ремонт системы водоснабжения, финансовые потребности 990, 62 тыс. руб., ремонт водопровода по ул. Маяковского, г. Рузаевки (от ул. Куйбышева до ул. Луначарского), финансовые потребности 217,12 тыс.руб., ремонт водопровода по ул. Терешковой г. Рузаевка (от ул. Трынова до ул. Царева), финансовые потребности - 678,44 тыс.руб. ремонт водопроводных колодцев, финансовые потребности – 361,22 тыс.руб. (л.д.3-5)
Согласно приложению № 7 к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия № 206 от 15 декабря 2020 г. (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17.11.2022 № 241) для АО «Водоканал», ООО «Рузвода» установлены тарифы (в рублях и копейках) на водоснабжение для потребителей, находящихся в границах городского поселения Рузаевка, Перхляйское и Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (л.д.8-10).
Согласно отчету о выполнении производственной программы ООО «Рузвода», запланированные мероприятия по ремонту водопроводных сетей ООО «Рузвода» в полном объеме не выполнило (л.д.42-46). При этом указанные работы по ремонту водопроводных сетей учитывались при утверждении тарифа на холодное водоснабжение.
Согласно акту выполненных работ по ремонту водопроводных колодцев от 31.12.2022 произведен ремонт колодцев на общую сумму 398 040 руб. 18 коп. (л.д. 122).
Федеральное законодательство, регулирующее установление тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, ставит в прямую зависимость формирование тарифа для регулируемой организации как от реализации мероприятий производственной программы данной организацией, так и от обоснования финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее.
Выполнение мероприятий, не предусмотренных производственной программой (текущего ремонта вместо капитального), не является основанием для невыполнения мероприятий, предусмотренных производственной программой, на которые, в том числе, и был рассчитан тариф.
Заключая договор аренды №2/17 от 01.07.2017 (л.д. 97-99) и принимая во временное владение и пользование централизованную сеть водоснабжения и водоотведения, ООО «Рузвода» знало, как о перечне объектов, входящих в данную сеть, так и об их техническом состоянии, проценте износа.
Таким образом, ООО «Рузканал» в 2022 г. не выполнило в полном объеме мероприятия, осуществляемые по тарифам, утвержденным Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия производственной программы в сфере водоотведения на период 2021-2025гг., а именно ремонт водопровода по ул. Маяковского, г. Рузаевки (от ул. Куйбышева до ул. Луначарского); ремонт водопровода по ул. Терешковой г. Рузаевка (от ул. Трынова до ул. Царева).
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком, являющимся организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, не выполнены предусмотренные производственной программой мероприятия по ремонту коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, что повлекло за собой нарушение прав граждан и юридических лиц на качественное получение услуги холодного водоснабжения, требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной процессуальной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Поскольку ответчику необходимо выполнить большой объем работ, для чего необходимо вложение значительных денежных средств, при этом срок исполнения решения суда не должен быть слишком длительным, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда - четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает следующее.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно статье 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в защиту прав неопределенного круга лиц, то есть в интересах физических лиц.
Поскольку заявленные прокурором требования относятся к требованиям не имущественного характера, и согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей, с ответчика ООО «Рузвода» подлежит взысканию в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» о возложении обязанности по исполнению мероприятий производственной программы, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (ИНН 1324002264) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия производственной программы, утвержденной приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия № 206 от 15 декабря 2020 г. «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевое водоснабжение для АО «Водоканал», ООО «Рузвода», водоотведение для АО «Водоканал», ООО «Рузканал», на 2021-2025 годы», с учетом изменений, внесенных приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17 ноября 2022 г. № 241, - ремонт водопровода по ул. Маяковского, г. Рузаевки (от ул. Куйбышева до ул. Луначарского); ремонт водопровода по ул. Терешковой г. Рузаевка (от ул. Трынова до ул. Царева).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (ИНН 1324002264) в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Рузаевского районного
суда Республики Мордовия Н.В. Боярченкова
Мотивированное решение суда составлено 3 июля 2023 г.
Судья Рузаевского районного
суда Республики Мордовия Н.В. Боярченкова