Дело № 14RS0035-01-2023-007790-50
Дело № 2-5971/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 03 августа 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Борисовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Столичное» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку дома для накопления крупногабаритных отходов, оборудовать ограждением, установлении урны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику. В обоснование иска указывает, что прокуратурой города Якутска с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), расположенных на территории городского округа «город Якутск». Обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка). В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка дома, расположенного по адресу: ____, не соответствуют пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно не оборудована ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не оборудованы специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов (далее – КГО). В нарушение пункта 29 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях общего пользования населённых пунктов владельцами этих территорий урны не установлены. Согласно сведениям, предоставленным МКУ «Расчетно-билинговый центр» городского округа «город Якутск», управляющей компанией по адресу: ____ является ООО УК «ЖКХ Столичное». Наличие несоответствующих установленным нормам площадок вывоза ТКО свидетельствует о том, что указанной управляющей компанией не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Истец просит возложить на ООО УК «ЖКХ Столичное» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать контейнерную площадку дома, расположенную по адресу: ____, площадками для накопления крупногабаритных отходов, а также оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установить урны для общего пользования по адресу: ____.
В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Масина М.Р. заявила ходатайство об изменении исковых требований, согласно которому просила возложить на ответчика обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать контейнерную площадку дома, расположенную по адресу: ____, площадкой для накопления крупногабаритных отходов, а также оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, требование об установке урн не поддержала, в связи с установкой урн у спорного жилого дома.
В судебном заседании представитель ООО УК «ЖКХ Столичное» по доверенности Сивцев В.В. с исковыми требованиями не согласился, доводы, указанные в письменном отзыве поддержал, пояснил, что они являются ненадлежащими ответчиками, поскольку собственники помещений в спорном доме выбрали непосредственный способ управления домом, вывозом мусора занимается ООО «Якутскэкосети», обязанность по организации, созданию и содержанию мест для сбора ТКО лежит на органе местного самоуправления, собственнике земельного участка.
В судебное заседание представители третьих лиц Окружной администрации г. Якутска, МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «г. Якутск», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, причину неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Суд, выслушав мнение представителя прокуратуры г. Якутка, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-Ф3) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
С 01.03.2021 на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (далее-СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 3 вышеназванного СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
В соответствии с пунктом 29 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях общего пользования населенных пунктов владельцами этих территорий должны быть установлены урны, расстояние между урнами должно составлять не более 100 метров. Удаление отходов из урн должно обеспечиваться не реже 1 раза в сутки.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно пунктам 2.8, 2.9 отраслевого стандарта ОСТ 22-1643-85 «О мусоросборниках и контейнерах металлических для бытового мусора и пищевых отходов», крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными, крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться, допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм, крышки контейнеров должны быть снабжены замками. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома (далее - МКД) или организациях по обслуживанию жилищного фонда МКД. При этом, согласно сложившейся судебной практики, в случае нахождения площадки сбора ТКО на земле, собственность на которую не разграничена, обязанность по ее содержанию также возлагается на собственников помещений МКД или организации по обслуживанию жилищного фонда МКД, которые пользуются данной контейнерной площадкой (Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2020 № 303-ЭС20-19031). Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, обязанность обеспечить, в частности, содержание в исправном состоянии контейнеров для твердых отходов, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда. Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06). Кроме того, все контейнерные площадки, являются местами (площадками) накопления ТКО от многоквартирных домов (включены в реестр мест накопления ТКО Окружной администрации города Якутска, как площадки для многоквартирных домов, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этих контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения). Следовательно, указанные контейнерные площадки, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов, фактически являются общим имуществом собственников их жилых помещений, и находятся в зоне ответственности управляющих организаций.
Согласно части 7 статьи 61 Правил благоустройства территории городского округа «город Якутск», утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30.06.2021 № 477-НПА ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Якутска с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск».
В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка дома, расположенного по адресу: ____, не соответствуют пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно не оборудована ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не оборудованы специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов. В нарушение пункта 29 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях общего пользования населённых пунктов владельцами этих территорий урны не установлены.
Согласно сведениям ГИС Жилищно – коммунального хозяйства, протоколу общего собрания собственников помещений №№ от ____ года дом по адресу: ____ находится на непосредственном способе управления.
Согласно сведениям, предоставленным МКУ «Расчетно – биллинговый центр» Окружной администрации г. Якутска, данный дом обслуживается ООО УК «ЖКХ Столичное».
Приказом Окружной администрации г. Якутска от ____ г. №№ утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории ГО «г. Якутск», согласно приложению к указанному распоряжению у дома по адресу: ____ организовано место (площадка) для накопления ТКО.
Доказательств наличия специальной площадки для вывоза КГО по данному адресу представителем ответчика не представлено.
Представителем ответчика представлены доказательства установки урн общего пользования у спорного дома, в связи с чем, в данной части прокурор отказался от исковых требований.
Отсутствие по указанному адресу специальной площадки для вывоза КГО свидетельствует о том, что указанной управляющей компанией не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Собственники помещений в многоквартирных домах, как законные владельцы земельных участков, на которых расположены данные жилые дома которые необходимы для их эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства. Таким образом, содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям управляющей организации в силу прямого указания закона, независимо от того, состоялась ли передача фактического имущества на баланс управляющей компании или нет. Управляющая компания не может быть освобождена от ответственности по содержанию придомовой территории, необходимой для обслуживания многоквартирных домов, включая контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что спорные контейнерные площадки, выявленные в ходе прокурорской проверки, являются местами (площадками) общего пользования многоквартирных домов, включены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации г. Якутска от №№ от ____ года в соответствующий реестр как площадки для многоквартирных домов, относятся к общему имуществу собственников жилых помещений, фактически использующих их для складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, следовательно, указанные контейнерные площадки предназначены для обслуживания многоквартирных домов, и находятся в зоне ответственности организации, осуществляющей работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок возложена на организации, обслуживание многоквартирный дом, названная обязанность не поставлена в зависимость от способа управления многоквартирным домом, осуществляется независимо от того, принято общим собранием собственником многоквартирного дома особое решение по данному вопросу или нет.
Вопреки доводам представителя ответчика, бремя содержания мест общего пользования возлагается на собственников помещений многоквартирного дома и в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав платы за жилое помещения для собственников входит плата за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов.
В силу требований части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. При определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 N 213/пр.
Согласно пунктам 3.2 - 3.4 и 3.6 данных методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 29.06.2022 №180п "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом, городского округа "город Якутск", в перечень видов работ, включенных в размер платы за содержание жилого помещения, включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок (пункты 5.5, 5.7).
Таким образом, собственники многоквартирных домов, складирующие твердые бытовые отходы в контейнеры на данных площадках, производят оплату за обслуживание и очистку контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения, заключили договор возмездного оказания жилищно-коммунальных услуг, оснований для отказа от которого жилищным законодательством не установлено.
При установленных вопреки доводам представителя ответчика обстоятельствах, оснований для вывода об обязанности органа местного самоуправления по оборудованию и содержанию контейнерных площадок у суда не имеется.
Указанная позиция отражена в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции ____ года N №.
В нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не было представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии выявленных и отраженных в акте санитарного обследования от ____ года, нарушениях СанПиН 2.1.3684-21.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что непринятие мер по приведению в надлежащее состояние места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно не оборудование контейнерной площадки дома по адресу: ____ специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки нарушает права лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме, на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Срок, заявленный прокурором города Якутска для устранения выявленных нарушений, является разумным и исполнимым, доказательств обратного ответчиком не представлено. При этом, суд разъясняет, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Якутска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Столичное» о возложении обязанностей - удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКХ Столичное» (ОГРН 1101435002866) обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: оборудовать контейнерную площадку дома, расположенного по адресу: ____, площадкой для накопления крупногабаритных отходов, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ___ В.С. Борисова
___
___
___
___
___
___