Дело № 2-203/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» октября 2010 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Топорковой Н.М.,
с участием прокурора Гордеевой Н.Г.,
заинтересованного лица Ольховой Н.Н.,
представителя администрации Юрлинского муниципального района Моисеевских А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка к администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Прокурор Юрлинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка к администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру Юрлинского района с заявлением обратилась законный представитель несовершеннолетнего ребенка, Дата обезличена года рождения, - Ольхова Н.Н., которая считает, что нарушено право её ребёнка на образование, гарантированное Конституцией РФ. Нарушение выразилось в том, что ребёнку было отказано в получении места в дошкольном образовательном учреждении по причине отсутствия мест в детском саду. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Следовательно, администрация Юрлинского муниципального района не обеспечила право заявителя на получение дошкольного образования, гарантированное статьёй 43 Конституции Российской Федерации, не предоставив ребёнку место в дошкольном образовательном учреждении. Прокурор просит признать бездействие администрации Юрлинского муниципального района по необеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении незаконным, и обязать администрацию Юрлинского муниципального района предоставить ему место в детском саду в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Юрлинского района Гордеева Н.Г. настаивает на требованиях заявления по изложенным в нём основаниям.
Заинтересованное лицо Ольхова Н.Н. в судебном заседании также настаивает на требованиях заявления. Суду пояснила, что заявление о предоставлении места в детском саду № 2 её ребёнку она написала ещё в 2009 году. Заведующая детским садом Томилина Н.Н. сказала ей, что ребёнок будет принят в детский сад, когда ему исполнится полтора года. В апреле 2010 года она вновь обратилась с заявлением о предоставлении места в детском саду её сыну. В предоставлении места ребёнку было отказано в связи с отсутствием мест. В другие дошкольные учреждения она не обращалась, т.к. желает, чтобы её ребёнок посещал именно детский сад № 2.
Представитель администрации Юрлинского муниципального района Моисеевских А.Ю. с требованиями заявления не согласился. Суду пояснил, что отказа в предоставлении места в детском саду № 2 ребенка со стороны администрации Юрлинского района не было. Ольхова Н.Н. не обращалась по данному вопросу ни в отдел образования администрации Юрлинского муниципального района, ни в администрацию Юрлинского муниципального района. Кроме того, она не обращалась с заявлением и в другие детские дошкольные учреждения с.Юрла. Никакого бездействия со стороны администрации Юрлинского муниципального района не было.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Согласно ст.15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом.
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 года установлена предельная наполняемость групп в дошкольных образовательных учреждениях в зависимости от возраста детей. Также данным положением установлено, что непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий.
Таким образом, оценив исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что нарушение прав Ольховой Н.Н. со стороны администрации Юрлинского муниципального района в судебном заседании не установлено, т.к. отказа со стороны администрации Юрлинского муниципального района в предоставлении места её сыну в дошкольном образовательном учреждении не было. По вопросу об отказе в предоставлении места в детском саду № 2 ребенку Ольхова Н.Н. ни в администрацию Юрлинского муниципального района, ни в отдел образования администрации не обращалась. К компетенции администрации Юрлинского муниципального района не относится решение вопросов о распределении мест в детских садах, о принятии либо отказе в принятии в детские сады конкретных детей. Данные вопросы относятся к компетенции заведующих детскими дошкольными учреждениями. Суд считает, что отказ со стороны заведующей детским дошкольным образовательным учреждением в предоставлении места сыну Ольховой Н.Н., имевший место, также нельзя признать незаконным, поскольку он был дан должностным лицом в пределах его полномочий и связан с отсутствием мест в детском саду. Поэтому суд считает необходимым требования заявления прокурора оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Прокурору Юрлинского района в удовлетворении заявления в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка к администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 дней.
Судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова