Судья: Курмаева А.Х. Дело № 33а-4751/2021
УИД: №
Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2021 г. г. Самара
Судебная коллегия апелляционной инстанции по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Хлыстовой Е.В., Житниковой О.В.,
при секретаре – Зенкевиче В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Спиридонова Д.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 октября 2020 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Спиридонова Д.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары (далее ИФНС, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании со Спиридонова Д.Г. задолженности по транспортному налогу и пени, и страховым взносам, ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи. На момент подачи административного иска задолженность не оплачена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать со Спиридонова Д.Г. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 830 руб. и пени в размере 30,53 руб.; задолженность по страховым взносам в фиксированном размере за расчетный период с 01 января 2018г. по 31 декабря 2018г. в общей сумме 32 385 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2018 г., начиная с 1 января 2017 года, в размере 26 545 руб., пени в размере 1 834,19 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2018г., начиная с 1 января 2017 года, в размере 5 840 руб., пени в размере 359,79 руб., а всего взыскать 36 439,51 руб.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 13 октября 2020г. требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары удовлетворены.
В апелляционной жалобе Спиридонов Д.Г. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Спиридонов Д.Г. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение районного суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указав, что налоговым органом пропущен как срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя административного истца.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов (подпункт 4 пункта 2 статьи 1, статьи 21 и 32).
В силу положений статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пп. 3 и 7).
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что Спиридонов Д.Г. в 2017г. являлся плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения – транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (л.д.№), в связи с чем налоговым органом ему начислен транспортный налог с направлением через личный кабинет налогового уведомления № от 23 августа 2018г. об уплате транспортного налога в размере 1 830 руб. в срок до 03 декабря 2018г. (л.д.№).
В связи с неуплатой транспортного налога налогоплательщику через личный кабинет направлено требование № по состоянию на 07 февраля 2019г., которым предложено в срок до 26 марта 2019г. погасить недоимку по транспортному налогу за 2017г. в размере 1 830 руб. и начисленные пени в размере 30,53 руб. (л.д.№).
Кроме того, административный ответчик Спиридонов Д.Г. зарегистрирован в качестве адвоката, поставлен на учет в налоговом органе 10 марта 2010г.
В связи с неуплатой Спиридоновым Д.Г. страховых взносов за расчетный период с 01 января 2018г. по 31 декабря 2018г., ему через личный кабинет направлено требование № по состоянию на 18 января 2019г. об уплате в срок до 07 февраля 2019г. задолженности по страховым взносам и пени в общем размере 34 784,43 руб., в том числе:- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2018, начиная с 1 января 2017 года, в размере 26 545 руб., пени 2 004,72 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2018 начиная с 1 января 2017 года в размере 5 840 руб., пени в размере 394,71 руб. (л.д.№).
Поскольку, требования № по состоянию на 18 января 2019г., и № по состоянию на 07 февраля 2019г. оставлены без исполнения, то 21 февраля 2020г. мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района г.Самары по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № о взыскании указанной выше задолженности с административного ответчика.
Определением мирового судьи судебного участка №29 Октябрьского судебного района г.Самары – и.о.мирового судьи судебного участка №32 Октябрьского судебного района г.Самары от 04 марта 2020г. судебный приказ № от 21 февраля 2020г. отменен по заявлению налогоплательщика (л.д.№).
В связи с отменой указанного судебного приказа ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары 20 июля 2020г. обратилась в суд с настоящим административным иском (л.д.№).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расчет задолженности произведен правильно, процедура взыскания недоимки, предшествующая обращению в суд налоговым органом соблюдена, срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа не пропущен.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как указано выше, срок исполнения требования №, направленного в адрес налогоплательщика, установлен до 07 февраля 2019 г., а требования № до 26 марта 2019г.
Таким образом, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по требованию № является 07 августа 2019 г., по требованию № – 26 сентября 2019г.
Вместе с тем, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Спиридонова Д.Г. задолженности по транспортному налогу за 2017г. и страховым взносам за расчетный период 2018г. налоговый орган обратился лишь в 2020г., судебный приказ вынесен 04 марта 2020г., то есть с пропуском срока, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога и страховых взносов.
Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано, несмотря на указание данных доводов в апелляционной жалобе и предоставление судом апелляционной инстанции такой возможности.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением судебная коллегия отклоняет как ошибочные, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Судебный приказ от 21 февраля 2020г. о взыскании со Спиридонова Д.Г. задолженности по транспортному налогу за 2017 г. и страховых взносов за расчетный период 2018г. отменен определением мирового судьи от 04 марта 2020г. с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 20 июля 2020г., то есть в пределах срока, установленного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 479-О-О).
Соблюдение порядка принудительного взыскания и всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, в том числе в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит обязательной проверке при рассмотрении дела судом. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на судебное взыскание, поскольку вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования о взыскании со Спиридонова Д.Г. задолженности по транспортному налогу за 2017г. и пени, и страховым взносам за расчетный период 2018г. удовлетворению не подлежат, в связи с чем решение суда нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции административный ответчик не извещался о судебном заседании надлежащим образом, чем нарушено его право на защиту, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что административный ответчик извещался о судебном заседании, назначенном на 13 октября 2020г., путем направления ему судебного извещения заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в административном исковом заявлении, подтвержденному информацией отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области (л.д.№), которое возвращено в суд с отметкой о возврате за истечением срока хранения (л.д.№).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Самары от 13 октября 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Спиридонову Д.Г. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, и страховым взносам - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –