Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3012/2022 ~ М-3455/2022 от 30.09.2022

№ 2-3012/2022                      УИД: 58RS0018-01-2022-005586-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    9 декабря 2022 года                                        г. Пенза

    Ленинский районный суд г. Пензы

    в составе председательствующего судьи Лидина А.В.,

при секретаре Агафонове И.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в интересах Пономаревой Оксаны Сергеевны, к ГБУЗ «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пензенской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению средствами диагностики,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в интересах Пономаревой О.С. обратился в суд с названым иском к ГБУЗ «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пензенской области, в котором указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения инвалидов необходимыми лекарственными средствами, прокуратурой установлен факт ненадлежащего обеспечения инвалида 3 группы Пономаревой О.С., страдающей заболеванием Данные изъяты, тест-полосками для глюкометра. Прокурор указал, что Пономарева О.С. является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой, выданной Бюро № 17 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области» МСЭ-2011 № 2685988 от 6 февраля 2012 года. В силу положений действующего законодательства, Пономарева О.С. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Клинический диагноз Пономаревой О.С. – Данные изъяты

    Обращаясь в суд, прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в интересах Пономаревой О.С., просил обязать ГБУЗ «Городская поликлиника» и Министерство здравоохранения Пензенской области обеспечить Пономареву О.С. тест-полосками для глюкометра Accu-Chek Active в количестве 1 080 штук за период с 1 января 2022 года по 25 сентября 2022 года.

    Прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в интересах Пономаревой О.С., при рассмотрении дела исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие ГБУЗ «Городская поликлиника», выразившееся в не выписывании Пономаревой О.С. бесплатных рецептов на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определенной лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, в период с 1 января 2022 года по 25 сентября 2022 года. Обязать ГБУЗ «Городская поликлиника» выписывать Пономаревой О.С. бесплатные рецепты на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза. Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области бесплатно обеспечивать Пономареву О.С. тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза.

    Истец Пономарева О.С. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, просила исковые требования прокурора Первомайского района г. Пензы, с учетом уточнений удовлетворить.

    Представитель ответчика ГБУЗ «Городская поликлиника» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении уточненные исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал, указал, что является ненадлежащим ответчиком.

    Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются – соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.

    Согласно п. 2 ст. 19 Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    В ст. 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

    На основании п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    В ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

    Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлен Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

    Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу п. 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

    Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

    Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 указанной статьи, и порядки формирования таких перечней.

    В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, социальных доплат к пенсии, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

    В соответствии с п.п. 1,3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

    Согласно ст. 9 указанного Закона предусмотрено в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

    Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

    В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

    Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет включен в перечень социально-значимых заболеваний.

    Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

    Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, предусмотрено предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц-ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

    Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

    В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Пензенской области Правительством Пензенской области принято Постановление Правительства Пензенской области от 31 января 2013 года № 30-пП «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области».

    Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения Пензенской области (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

    В соответствии с п. 2.1.12.23 Министерство организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

    Согласно п. 2.1.12.24 Положения, Министерство организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

    Как следует из материалов дела, 27 сентября 2022 года в прокуратуру Первомайского района г. Пензы поступило заявление Пономаревой О.С. от 20 сентября 2022 года, в котором она просила прокурора обратиться в суд в ее интересах за защитой ее нарушенных прав в сфере здравоохранения с целью обеспечения необходимым количеством медицинских изделий – тест-полосок для глюкометра Accu-Chek Active, которые полагаются ей как больному Данные изъяты

    Согласно выписке из амбулаторной карты Пономарева О.С., Дата года рождения, проживающая по адресу: Адрес , для медицинского обслуживания прикреплена к ГБУЗ «Городская поликлиника» № 12 с диагнозом Данные изъяты

    Согласно справке ГБУЗ «Городская поликлиника» от 27 сентября 2022 года, месячная потребность Пономаревой О.С. в тест-полосках для определения содержания глюкозы в крови составляет 120 штук (2,5 упаковки по 50 штук).

    Как следует из справки серии МСЭ-2011 № 2685988, выданной 6 февраля 2012 года, Захарычева (Пономарева) О.С. является инвалидом 3 группы. Инвалидность установлена бессрочно.

    Из списка лиц, стоящих на учете с диагнозом «Сахарный диабет», прикрепленных в структурные подразделения ГБУЗ «Городская поликлиника» в Первомайском районе г. Пензы следует, что Пономарева О.С., 6 февраля 1992 года рождения, состоит на учете с диагнозом «Сахарный диабет» с 2005 года. Не обеспечена тест-полосками «Акку чек Актив».

    Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в интересах Пономаревой О.С., о признании незаконным бездействие ГБУЗ «Городская поликлиника», выразившееся в не выписывании Пономаревой О.С. бесплатных рецептов на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определенной лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, в период с 1 января 2022 года по 25 сентября 2022 года и возложении на ГБУЗ «Городская поликлиника» обязанности выписывать Пономаревой О.С. бесплатные рецепты на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза, а на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанности бесплатно обеспечивать Пономареву О.С. тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза подлежат удовлетворению.

    Довод представителя Министерства здравоохранения Пензенской области о том, что Министерство здравоохранения Пензенской области является ненадлежащим ответчиком в данном гражданском деле, суд считает несостоятельным и необоснованным, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 31 января 2013 года № 30-пП «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области», именно на Министерство возложена обязанность по организации предоставления мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 1 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 1 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                          ░.░. ░░░░░

2-3012/2022 ~ М-3455/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Первомайского района г.Пензы
Пономарева Оксана Сергеевна
Ответчики
ГБУЗ Городская поликлиника
Министерство здравоохранения Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Лидин Андрей Валерьевич
Дело на сайте суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
30.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Подготовка дела (собеседование)
17.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее