№ 2-3012/2022 УИД: 58RS0018-01-2022-005586-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2022 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Лидина А.В.,
при секретаре Агафонове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в интересах Пономаревой Оксаны Сергеевны, к ГБУЗ «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пензенской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению средствами диагностики,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в интересах Пономаревой О.С. обратился в суд с названым иском к ГБУЗ «Городская поликлиника», Министерству здравоохранения Пензенской области, в котором указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения инвалидов необходимыми лекарственными средствами, прокуратурой установлен факт ненадлежащего обеспечения инвалида 3 группы Пономаревой О.С., страдающей заболеванием Данные изъяты, тест-полосками для глюкометра. Прокурор указал, что Пономарева О.С. является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой, выданной Бюро № 17 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области» МСЭ-2011 № 2685988 от 6 февраля 2012 года. В силу положений действующего законодательства, Пономарева О.С. является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Клинический диагноз Пономаревой О.С. – Данные изъяты
Обращаясь в суд, прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в интересах Пономаревой О.С., просил обязать ГБУЗ «Городская поликлиника» и Министерство здравоохранения Пензенской области обеспечить Пономареву О.С. тест-полосками для глюкометра Accu-Chek Active в количестве 1 080 штук за период с 1 января 2022 года по 25 сентября 2022 года.
Прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в интересах Пономаревой О.С., при рассмотрении дела исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие ГБУЗ «Городская поликлиника», выразившееся в не выписывании Пономаревой О.С. бесплатных рецептов на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определенной лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, в период с 1 января 2022 года по 25 сентября 2022 года. Обязать ГБУЗ «Городская поликлиника» выписывать Пономаревой О.С. бесплатные рецепты на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза. Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области бесплатно обеспечивать Пономареву О.С. тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза.
Истец Пономарева О.С. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, просила исковые требования прокурора Первомайского района г. Пензы, с учетом уточнений удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ «Городская поликлиника» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении уточненные исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал, указал, что является ненадлежащим ответчиком.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются – соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В ст. 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлен Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу п. 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 указанной статьи, и порядки формирования таких перечней.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, социальных доплат к пенсии, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с п.п. 1,3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно ст. 9 указанного Закона предусмотрено в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет включен в перечень социально-значимых заболеваний.
Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.
Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, предусмотрено предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц-ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Пензенской области Правительством Пензенской области принято Постановление Правительства Пензенской области от 31 января 2013 года № 30-пП «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области».
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения Пензенской области (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.
В соответствии с п. 2.1.12.23 Министерство организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;
Согласно п. 2.1.12.24 Положения, Министерство организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Как следует из материалов дела, 27 сентября 2022 года в прокуратуру Первомайского района г. Пензы поступило заявление Пономаревой О.С. от 20 сентября 2022 года, в котором она просила прокурора обратиться в суд в ее интересах за защитой ее нарушенных прав в сфере здравоохранения с целью обеспечения необходимым количеством медицинских изделий – тест-полосок для глюкометра Accu-Chek Active, которые полагаются ей как больному Данные изъяты
Согласно выписке из амбулаторной карты Пономарева О.С., Дата года рождения, проживающая по адресу: Адрес , для медицинского обслуживания прикреплена к ГБУЗ «Городская поликлиника» № 12 с диагнозом Данные изъяты
Согласно справке ГБУЗ «Городская поликлиника» от 27 сентября 2022 года, месячная потребность Пономаревой О.С. в тест-полосках для определения содержания глюкозы в крови составляет 120 штук (2,5 упаковки по 50 штук).
Как следует из справки серии МСЭ-2011 № 2685988, выданной 6 февраля 2012 года, Захарычева (Пономарева) О.С. является инвалидом 3 группы. Инвалидность установлена бессрочно.
Из списка лиц, стоящих на учете с диагнозом «Сахарный диабет», прикрепленных в структурные подразделения ГБУЗ «Городская поликлиника» в Первомайском районе г. Пензы следует, что Пономарева О.С., 6 февраля 1992 года рождения, состоит на учете с диагнозом «Сахарный диабет» с 2005 года. Не обеспечена тест-полосками «Акку чек Актив».
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в интересах Пономаревой О.С., о признании незаконным бездействие ГБУЗ «Городская поликлиника», выразившееся в не выписывании Пономаревой О.С. бесплатных рецептов на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определенной лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, в период с 1 января 2022 года по 25 сентября 2022 года и возложении на ГБУЗ «Городская поликлиника» обязанности выписывать Пономаревой О.С. бесплатные рецепты на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза, а на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанности бесплатно обеспечивать Пономареву О.С. тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови в соответствии с ее потребностью, определяемой лечащим врачом, и на основе действующих стандартов оказания медицинской помощи, до 1 июля 2023 года, либо до момента снятия диагноза подлежат удовлетворению.
Довод представителя Министерства здравоохранения Пензенской области о том, что Министерство здравоохранения Пензенской области является ненадлежащим ответчиком в данном гражданском деле, суд считает несостоятельным и необоснованным, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 31 января 2013 года № 30-пП «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области», именно на Министерство возложена обязанность по организации предоставления мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 1 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 1 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░