Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2022 года село Кочево Пермский край
Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шилоносовой Т.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием истца прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» о возложении обязанности соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кочевского района Пермского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» о возложении обязанности соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа».
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой Кочевского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» (далее по тексту - ГБУЗ ПК «Северная БКПО»).
Проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» показала, что в структуре ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» находится 20 фельдшерско-акушерских пунктов, из них 8, расположенных в <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> по результатам обследования присвоена 4 категория опасности, зданию и территории ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа», расположенной по адресу <адрес> присвоена 3 категория опасности. На указанные объекты разработаны и утверждены паспорта безопасности. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В нарушение указанных требований, во всех фельдшерско-акушерских пунктах система видеонаблюдения не установлена. На здании ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» установлено 3 камеры видеонаблюдения, однако требования антитеррористической безопасности не выполняются, поскольку непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца не исполняются, поскольку регистратор на протяжении 2022 года не исправен.
Просит возложить обязанность на ГБУЗ ПК «Северная БКПО» оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в <адрес> <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на ГБУЗ ПК «Северная БКПО» восстановить систему видеонаблюдения и обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа», расположенной по адресу <адрес> архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме.
Законный представитель ответчика главный врач ГБУЗ ПК «Северная БКПО» ФИО3 в судебном заседании участия не принимал, извещен, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие законного представителя ГБУЗ ПК «Северная БКПО» (л.д. 34).
Министерство здравоохранения Пермского краяизвещено (л.д. 33), в судебное заседание представителя не направило, мнение по рассматриваемому вопросу не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора Кочевского района в суд с указанным иском в интересах неопределённого круга лиц обусловлено тем, что не обеспечение исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости подвергает угрозе жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, нарушает права граждан на безопасные условия пребывания на территории учреждения, а также не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства в области антитеррористической защищённости, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределённого круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.
ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» определена необходимость разработки комплекса мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федерального закона №35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Статьёй 5 Федерального закона №35-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (части 3, 3.1).
Обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объект (территория) установлены Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8.
На основании пунктов 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
В соответствии с пунктом 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
В пункте 15 Требований указано, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно пунктам 16, 25 Требований в В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
б) оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
в) обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
г) организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигается посредством:
установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
е) своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);
ж) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);
з) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;
и) своевременное выявление и немедленное доведение информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории);
к) разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
л) обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
м) проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);
н) своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации;
о) разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в соответствии с актом обследования и категорирования, объекту ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» присвоена третья категория опасности.
В ходе проведённой прокурором Кочевского района в отношении деятельности ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму было установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» в полном объёме не выполнены.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Кочевского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей.
Данное представление главным врачом ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ прокурору дан ответ, в соответствии с которым Паспорта безопасности разрабатываются.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ГБУЗ ПК «Северная БКПО» целями создания учреждения являются обеспечение прав граждан на медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи.
Пунктом 3.1 Устава ГБУЗ ПК «Северная БКПО» предусмотрено, что учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ему учредителем и закреплённым за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в соответствии с уставными целями.
В соответствии с п. 1.7 Устава, Законом Пермского края от 14.12.2007г. №-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» от имени Пермского края функции и полномочия учредителя осуществляет, в том числе Министерство здравоохранения Пермского края.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела в отношении ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» не выполнены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно не установлена система видеонаблюдения фельдшерско - акушерских пунктах расположенных в <адрес>, <адрес>
Доказательств того, что ответчиками в установленном порядке выполнены требования к антитеррористической защищённости ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.
Таким образом, исковые требования прокурора Кочевского района подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленных прокурором в исковом заявлении сроков достаточно для устранения отмеченных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из подпунктов 9, 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены.
Согласно пункту 8 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объёме.
Поскольку суд пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, государственная пошлина, рассчитанная за подачу искового заявления в размере 300 рублей 00 копеек, подлежит взысканию с ответчика ГБУЗ ПК «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Кочевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» о возложении обязанности соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа», удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» восстановить систему видеонаблюдения и обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа», расположенной по адресу <адрес> архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственное Бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Северная больница Коми-Пермяцкого округа» в бюджет Кочевского муниципального округа Пермского края государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись
Копия верна
Судья Т.В. Шилоносова
Секретарь ФИО5