Уникальный идентификатор дела № 92RS0002-01-2023-001075-12производство № 2-1801/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
3 апреля 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Власенко Ф.В.
при секретаре судебного заседания Васильевой В.В.
с участием:
представителя истца Негруцы О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Негруцы А.Н. к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Департаменту городского хозяйства г. Севастополя о сохранении помещения в переустроенном состоянии
установил:
Негруца А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Департаменту городского хозяйства г. Севастополя о сохранении помещения в переустроенном состоянии.
Ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, Негруца А.Н. просит суд сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в переустроенном состоянии согласно Техническому заключению № 5003-Б от 22.09.2022 г. ООО «Офкадин» и всех предоставленных документов.
В обоснование иска указано, что Негруца А.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Негруцой А.Н., в 2014 году, во время переходного периода, установленного в республике Крым и городе Севастополе с 18 марта 2014 года по 1 января 2015 года, в указанной квартире установлен двухконтурный газовый котел, в соответствии с выданными ПАО «Севастопольгаз» техническими условиями, получен акт на периодическую проверку и прочистку дымовых и вентиляционных каналов, акт ПАО «Севастопольгаз» о приемке газового счетчика в эксплуатацию, акт ПАО «Севастопольгаз» на пуск газа, заключены договоры ПАО «Севастопольгаз» о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования и на поставку газа. Управляющей компанией ООО «ЖЭК «Монолит» выдан акт о том, что в квартире демонтированы приборы отопления (радиаторы) в количестве 4 штук, стояки горячего водоснабжения в количестве 2 штуки, стояки центрального отопления заизолированы по всей квартире.
С конца 2014 года центральное отопление и горячее водоснабжение в <адрес> отсутствует.
30 марта 2022 года Негруца А.Н. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о выдаче акта подтверждающего перевод квартиры на отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии.
20.04.2020 Негруца А.Н. получен отказ Межведомственной комиссии по причине отсутствия технического заключения о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству помещения и технического паспорта переустроенного помещения в многоквартирном доме, выполненного по результатам инвентаризации данного помещения на текущую дату.
Указанными обстоятельствами мотивировано обращение Негруцы А.Н. в суд с иском.
Негруца А.Н. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени, месте судебного заседания надлежащим образом 27.03.2023.
Представитель Негруцы А.Н. - Негруца О.П., действующая на основании доверенности, явилась в судебное заседание, исковые требования поддержала, предоставила суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя в судебное заседание не явился, извещен курьером о дате, времени, месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства г. Севастополя в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени, месте судебного заседания 24.03.2023.
Руководствуясь положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку они извещались о дате, времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Негруца А.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Право собственности Негруцы А.Н. зарегистрировано в ЕГРН.
Из материалов дела следует, что Негруцой А.Н. в 2014 году в указанной квартире установлен двухконтурный газовый котел, в соответствии с выданными ПАО «Севастопольгаз» техническими условиями.
В материалы дела представлен акт на периодическую проверку и прочистку дымовых и вентиляционных каналов от 02.12.2014, акт ПАО «Севастопольгаз» на пуск газа от 19.12.2014, договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 20.12.2021, договор ПАО «Севастопольгаз» о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от 12.01.2016, рабочий проект от 04.12.2014.
Согласно письму ГУП г. Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от 04.10.2022 в квартире Негруцы А.Н. оборудовано автономное отопление, газовый котел в кухне 9 пл. 9,4 кв.м.
Межведомственной комиссией по приемке в эксплуатацию помещений в многоквартирных домах, переустройство которых выполнено в отсутствие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, порядок работы которой утвержден приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 16.12.2020 № 164 (далее - Комиссия), рассмотрено заявление Негруцы А.Н. вх.№ 6519/01-02-04-08/01/22от 16.11.2022 и предоставлен отказ в выдаче акта межведомственной комиссии о завершении переустройства помещения в многоквартирном доме, выполненного в отсутствие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Отказ мотивирован тем, что предоставленное Негруцой А.Н. техническое заключение, подготовленное ООО «Офкадин», не соответствует требованиям пункта 3.2.1 постановления Правительства Севастополя от 19.11.2015 № 1074-ПП: - не содержит документа, выданного Департаментом городского хозяйства города Севастополя, подтверждающего, что схемой теплоснабжения города Севастополя определена возможность перехода помещения на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В материалы дела представлено заключение специалиста ООО «Офкадин» 22.09.2022 № 5003-Б согласно выводам которого, проведенные Негруцой А.Н. работы являются переустройством, общедомовое имущество многоквартирного дома затронуто не было, выполненное переустройство соответствует санитарным, противопожарным, строительным нормам и правилам, требованиям безопасности, не препятствует функционированию системы отопления всего жилого многоквартирного дома, не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций жилого дома, не приводят к ухудшению условий проживания для иных граждан, жильцов многоквартирного дома, не угрожают их жизни и здоровью.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Негруцы А.Н. по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Закона о теплоснабжении указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение)), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о теплоснабжении, при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, подготовки к сезонной эксплуатации, а также посредством текущих ремонтов общего имущества.
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Согласно пп. "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее Правила N 354), установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 ЖК РФ о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В силу ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в постановлении Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
На основании ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Представленное в материалы дела заключение специалиста ООО «Офкадин» от 22.09.2022 № 5003-Б не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства, поскольку является мнением специалиста, который перед изготовлением заключения об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ не предупреждался, при подготовке заключения специалиста эксперт материалами гражданского дела не располагал.
Проанализировав закон, подлежащий применению, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, переустройство системы теплоснабжения требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, а также согласования с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласия всех собственников многоквартирного дома и согласования с органом местного самоуправления Негруцой А.Н. при рассмотрении дела не добыто, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Негруцы А.Н.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Негруцы А.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 06 апреля 2023 года.
Судья Гагаринского
районного суда г. Севастополя Ф.В. Власенко