Дело (УИД) № 19RS0010-01-2023-000154-05
Производство № 2 – 169/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2023 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Укачикова Д.Г., при секретаре Борисовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова А.А. к администрации Целинного сельсовета <адрес> Республики Хакасия о признании права собственности в порядке наследования по закону на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к администрации Целинного сельсовета с исковым заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования. Заявление мотивировано тем, что после смерти его матери Морозовой Г.А. открылось наследство, в состав которого вошли квартира и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Нотариусом Ширинского нотариального округа РХ заведено наследственное дело №. Наследником по закону к имуществу умершей Морозовой Г.А. является истец. Нотариусом Ширинского нотариального округа РХ истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу. В выдаче Морозову А.А. свидетельства о праве на наследство по закону в отношении спорного земельного участка, расположенного по тому же адресу, нотариусом было отказано, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено соответствующее постановление. Указывает, что спорный земельный участок был предоставлен его матери Морозовой Г.А. в пользование на основании постановления администрации Целинного сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, а также было выдано свидетельство на право собственности на землю в отношении данного земельного участка. После чего, Морозовой Г.А. указанный земельный участок, площадью 1162 кв.м., был выделен, проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка, и который был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 19:11:140112:69 и выдан кадастровый паспорт. Считает, что отсутствие регистрации права собственности на спорный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не может служить основанием для отказа наследнику в признании за ним права собственности в порядке наследования по закону. На основании изложенного, Морозов А.А. просит признать за собой право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок, площадью 1162 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Морозов А.А., надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал. Заблаговременно представил суду ходатайство о рассмотрении данного дела в свое отсутствие, заявленные исковые требований поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Целинного сельсовета, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, отсутствовал. Глава администрации Целинного сельсовета Морозова Т.И. направила суду пояснения по заявленным исковым требованиям, в которых указала, что спорный земельный участок с кадастровым номером 19:11:140112:69, не является собственность Целинного сельсовета, администрация сельсовета на указанный земельный участок не претендует, просила рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо – нотариус Ширинского нотариального округа Республики Хакасия Саломатова Е.А., в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право наследования, закрепленное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства, - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс Российской Федерации (Раздел V «Наследственное право»), который регламентирует в том числе наследование отдельных видов имущества.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование, таким образом, относится к числу производных, то есть основанных на правопреемстве способов приобретения прав и обязанностей.
Определяя состав наследственного имущества, ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 и статьей 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений статьи 1153 ГК РФ, наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 34, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ – XII РХ11 №, выданному <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации села Целинного № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному за № от ДД.ММ.ГГГГ, Морозова Г.А., 1952 года рождения, приобрела право пользования на землю по адресу: <адрес>, общей площадью 930 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Морозова Г.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-ПВ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом департамента ЗАГС Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия по <адрес>.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что истец Морозов А.А. приходится умершей Морозовой Г.А. сыном.
По запросу суда нотариусом Ширинского нотариального округа Республики Хакасия Саломатовой Е.А. представлены материалы наследственного дела № к имуществу Морозовой Г.А.
Согласно материалам наследственного дела, единственным наследником, обратившимся с заявлением о принятии наследства умершей Морозовой Г.А., является сын – Морозов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ на следующее имущество:
- квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, площадью 85,3 кв.м., кадастровый №.
Вместе с тем, постановлением нотариуса Ширинского нотариального округа Республики Хакасия Саломатовой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, Морозову А.А. было отказано, ввиду отсутствия регистрации права собственности на указанный земельный участок за наследодателем – Морозовой Г.А.
Вместе с тем, из содержания постановления администрации Целинного сельского совета <адрес> Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств на право собственности на землю», на основании которого Морозовой Г.А. было выдано свидетельство на право собственности на землю на спорный земельный участок, следует, что граждане <адрес> признаны собственниками земельных участков согласно приложению №.
В соответствии с представленным истцом ответом архивного отдела муниципального учреждения Управления культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, приложение № – список собственников земельных участков Целинного сельского совета к постановлению администрации Целинного сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ на муниципальное хранение передан не был.
Данные о том, что на основании постановления администрации Целинного сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ гражданам <адрес> земельные участки предоставлялись в пользование, в тексте постановления отсутствуют.
Из материалов кадастрового дела в отношении спорного земельного участка, предоставленного по запросу суда филиалом ППК «Роскадастр» по <адрес>, следует, что земельному участку, находящемуся по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый №.
В графе 15 кадастровой выписки о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащейся в материалах кадастрового дела, имеются сведения о правообладателе – Морозова Г.А., вид права – индивидуальная собственность, особые отметки – свидетельство на право собственности на землю №.
В графе 11 кадастровой выписки указана площадь земельного участка – 930 кв.м.
Вместе с тем, решением Территориального (межрайонного) отдела № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ произведен учет изменений спорного объекта недвижимости (кадастровый №), в частности, площадь земельного участка установлена в размере 1162+/-60 кв.м., погрешность составила 232 кв.м.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок с кадастровым номером 19:11:140112:69 отсутствуют. Площадь земельного участка указана 1162+/-60 кв.м.
Вместе с тем, свидетельство на право собственности на землю - это удостоверяющий документ, который регистрировался в поземельной книге. Такие свидетельства выдавались в период с ДД.ММ.ГГГГ и до начала выдачи свидетельств о госрегистрации права (п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как следует из положений ч. 1 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В данном случае, факт предоставления Морозовой Г.А. спорного земельного участка в собственность, на основании выданного ей свидетельства на право собственности на землю серии РФ – XII РХ11 №, не вызывает у суда каких-либо сомнений.
Таким образом, уже само наличие свидетельства на право собственности на землю без регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, в данном случае, является основанием для наследования указанного в нем имущества.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив все доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что умершей Морозовой Г.А., на основании постановления администрации Целинного сельского совета <адрес> Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ, а также выданного ей свидетельства на право собственности на землю серии РФ – XII РХ11 №, принадлежал на праве собственности земельный участок, с уточненной площадью 1162 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, а потому данное имущество подлежит включено в состав наследственной массы умершей Морозовой Г.А., а право собственности на данное имущество подлежит регистрации за принявшим наследство умершей Морозовой Г.А. наследником по закону Морозовым А.А.
Сведений о фактическом принятии наследства другими наследниками в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Морозовым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации №), право собственности в порядке наследования по закону на имущество, оставшееся после смерти матери Морозовой Г.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Хакасия, на земельный участок, площадью 1162 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.
Председательствующий Укачикова Д.Г.
Мотивированное решение изготовлено и подписано (с учетом выходных и праздничных дней) 15 мая 2023 года
Председательствующий Укачикова Д.Г.