№2-117/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2022 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при секретаре Паршиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности о регистрации объекта недвижимого имущества,
установил:
Прокурор г. Пласта Челябинской области (далее – прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Пластовского муниципального района о возложении обязанности в срок не позднее 4 месяцев с даты вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу обратиться в органы кадастрового учета, с заявлением о постановке на учет бесхозяйственного недвижимого имущества: газопровод к с. Борисовка, 2-я очередь (бывший ЮУМР), расположенный в с. Борисовка Пластовского района Челябинской области, протяженностью 4,2 км.
В обоснование требований, ссылаясь на положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8.1 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 225 Гражданского кодекса РФ, указал, что прокуратурой г. Пласта Челябинской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Пластовского муниципального района имеется объект недвижимого имущества – газопровод к с. Борисовка, 2-я очередь (бывший ЮУМР), расположенный в с. Борисовка Пластовского района Челябинской области, протяженностью 4,2 км. Указанный объект недвижимости числится на забалансовом счете администрации Пластовского муниципального района, однако, право собственности на указанный объект до настоящего времени не зарегистрировано. Отсутствие у объектов газоснабжения собственника или эксплуатирующей организации, влечет приведение их в негодное техническое состояние, не отвечающее требованиям промышленной безопасности, что обуславливает риск нарушений непрерывного и бесперебойного функционирования газораспределительной системы, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Истец Прокурор – помощник прокурора г. Пласта Челябинской области Коркмазов Ю.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Администрации Пластовского муниципального района Челябинской области – Перфильева А.В. в судебном заседании признала заявленные исковые требования.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района.
В силу ст. 8.1 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 130 Гражданского кодекса РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1).
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
По смыслу ст. 131 Гражданского кодекса РФ, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.Таким образом, отсутствие регистрации права собственности и учета на объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры не позволяет органу местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на их содержание.
Отсутствие правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимого имущества и собственника влечет их преждевременное разрушение, увеличение количества аварийных ситуаций, в том числе чрезвычайных.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Отсутствие должного контроля за сооружением энергетической инфраструктуры газопровода, может привести к их разрушению, нарушит права граждан на охрану жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Меры обеспечения безопасности данных объектов не могут быть реализованы по причине отсутствия должного оформления прав, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
При изложенных обстоятельствах, невыполнение органом местного самоуправления обязанности, по регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества газоснабжения, расположенной на территории Пластовского муниципального района, не соответствует требованиям ст. 131 ГК РФ и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе на подачу газоснабжения, безопасность окружающей среды, защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на территории Пластовского муниципального района имеются объекты недвижимого имущества - газопровод к с. Борисовка, 2-я очередь (бывший ЮУМР), расположенный в с. Борисовка Пластовского района Челябинской области, протяженностью 4,2 км.
Согласно сведениям Администрации Пластовского муниципального района Челябинской области право муниципальной собственности на объект: газопровод к с. Борисовка, 2-я очередь (бывший ЮУМР), расположенный в с. Борисовка Пластовского района Челябинской области, протяженностью 4,2 км. отсутствует.
Из ответов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости: газопровод к с. Борисовка, 2-я очередь (бывший ЮУМР), расположенный в с. Борисовка Пластовского района Челябинской области, протяженностью 4270 м.
Согласно выписки Администрации Пластовского муниципального района Челябинской области объект недвижимости: газопровод к с. Борисовка, 2-я очередь (бывший ЮУМР), расположенный в с. Борисовка Пластовского района Челябинской области, протяженностью 4270 м. отсутствует на забалансовом счете.
Согласно обращения АО «Газпром Газораспределение Челябинск» филиал в г. Южноуральске от 12.07.2021 г., разделительного баланса объекта «Газопровод к с. Борисовка г. Пласта Челябинской области» от 09.12.2000 г., акта приемки законченного строительства объекта системы газоснабжения от 27.12.1999 г., газопровод высокого давления «Надземный стальной газопровод высокого давления к с. Борисовка общей протяженностью 22700 м.» был поделен на три части на основании разделительного баланса. В настоящее время третья часть газопровода высокого давления находится в стадии бесхозяйного газопровода, так как ни ОАО «Челябинскоблгаз», ни ОАО «Южноуральскмежрайгаз» не существует.
Из ответа Министерства имущества Челябинской области от 27.08.2021 г. следует, что надземный стальной газопровод высокого давления к с. Борисовка, расположенный в Пластовском районе Челябинской области, протяженностью 4270 м. в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, не значится.
Таким образом, право собственности на указанный объект недвижимости до настоящего времени не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах, невыполнение органом местного самоуправления обязанности, по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, его учета: газопровод к с. Борисовка, 2-я очередь (бывший ЮУМР), расположенный в с. Борисовка Пластовского района Челябинской области, протяженностью 4270 м., не соответствует требованиям ст. 131 Гражданского кодекса РФ и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе на подачу водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.
Срок для исполнения указанных требований - в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суд находит разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░, 2-░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 4,2 ░░. (4270 ░.)
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>