№
УИД 32RS0№-58
стр. отчета 2.209 г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 апреля 2019 года г. Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Черномаза А.Д.,
при секретаре Суглобовой Е.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Суражского района Брянской области Борисенко С.В.,
представителя ответчика – Администрации Суражского район Брянской области Рудова П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Суражского района Брянской области о понуждении к совершению действий, связанных с постановкой на государственный кадастровый учет объема недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с указанным иском ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка соблюдения на территории Суражского района Брянской области законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения. Установлено, что автомобильная дорога по адресу: <адрес>, протяженностью 0,9 км состоит в реестре муниципального района и включена в сведения по улично-дорожной сети муниципального образования. Однако, в нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрацией Суражского района каких-либо предусмотренных федеральным законодательством мер организационного и практического характера, направленных на регистрацию права собственности, равно как и по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по вышеуказанному объекту недвижимости, не предпринято. Отсутствие государственной регистрации права собственности на указанную автомобильную дорогу препятствует приведению транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Прокурор просил обязать Администрацию Суражского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 0,9 км.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Суражского района Брянской области Борисенко С.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Администрации Суражского района Брянской области по доверенности Рудов П.Г. исковые требования прокурора Суражского района не признал, однако возражений относительно иска не выразил. При этом просил учесть особенности порядка формирования бюджета муниципального образования, а также его дотационность и предоставить администрации Суражского района срок для исполнения решения суда продолжительностью 1 год 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают вопросы местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 5 названного Закона определена классификация автомобильных дорог, которые в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, перечень которых может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог отнесены к собственности муниципального района.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст. 51 Указанного Закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Суражского района Брянской области проведена проверка соблюдения на территории Суражского района законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения. В ходе данной проверки установлено, что автомобильная дорога общего пользования, расположенная в границах Суражского муниципального района по адресу: <адрес>, протяженностью 0,9 км внесена в реестр муниципального имущества, относящегося к собственности муниципального образования, а также включена в сведения по улично-дорожной сети муниципального образования «<адрес>». Вместе с тем, данные о государственной регистрации прав на указанную автомобильную дорогу и земельный участок, расположенный под указанной автомобильной дорогой в Едином государственном реестре недвижимости и запрашиваемых сведений отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела:
- копией представления прокурора Суражского района Брянской области на имя главы администрации Суражского района Брянской области об устранении и недопущении нарушений законодательства РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности исх. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-10);
- копией сообщения администрации Суражского района Брянской области на требование прокурора Суражского района Брянской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11-12);
- копией уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений (л.д. 5);
- копией реестра муниципального имущества, относящегося к собственности МО «Суражский район» (л.д. 13-14).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов о безопасности дорожного движения, требований законодательства о муниципальной собственности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, является обязанностью администрации Суражского района Брянской области.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, устранение препятствий в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дороги, применение мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дороги установленным правилам и стандартам.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также фактическое признание иска ответчиком, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Суражского района Брянской области обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор Борисенко С.В. считает, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда в 1 год 6 месяцев явно завышенным и не разумным.
Суд полагает, что шестимесячный срок для принятия администрацией Суражского района мер по постановке на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав автомобильную дорогу, является разумным, справедливым и достаточным для реализации требований прокурора. В противном случае затягивание реального исполнения решения суда будет противоречить не только общим целям правосудия, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Суражского района Брянской области о понуждении к совершению действия – удовлетворить.
Администрации Суражского района Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу поставить на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 0,9 км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Д. Черномаз
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.