УИД – 11RS0017-01-2024-000578-33 |
Дело № 2-326/2024 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Подоровой М.И.,
при секретаре Юркиной В.В.,
с участием заместителя прокурора Койгородского района Республики Коми Лодыгиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по месту постоянного судебного присутствия в с. Койгородок Койгородского района Республики Коми 05 августа 2024 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Койгородок», о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Койгородок» ( далее- ООО «Койгородок») (ИНН 1111002731) в срок до 01.06.2026 осуществить следующие действия:
- разработать проекты санитарно-защитной зоны в отношении объектов негативного воздействия - № 87-0211-001870-П, 87-0211-001869-П, 87-0211-001866-П, 87-0211-001865-П, 87-0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211-002779-Т, 87-0211-002669-Т;
- представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношение объектов негативного воздействия - № 87- 0211-001870-П, 87-0211-001869-П, 87-0211-001866-П, 87-0211-001865-П, 87- 0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211-002779-Т, 87-0211-002669-Т.
В иске указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Койгородок» законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологическом благополучии человека в части установления санитарно-защитных зон в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Установлено, что ООО «Койгородок» поставлены на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия на окружающую среду и отнесены к II и III категории негативного воздействия на окружающую среду объекты - № 87- 0211-001870-П, 87-0211 -001869-П, 87-0211-001866-П, 87-0211-001865-П, 87- 0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211-002779-Т, 87-0211-002669-Т.
Проверкой установлено, что ООО «Койгородок» проекты санитарно-защитной зоны по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду № 87-0211-001870-П, 87-0211-001869-П, 87-0211- 001866-П, 87-0211-001865-П, 87-0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211- 002779-Т, 87-0211-002669-Т не разработаны, исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта не проведены, в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны не направлены.
Вследствие данного обстоятельства создается угроза эксплуатации источников негативного воздействия в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и является основанием для возложения обязанности по разработке и направлению на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проекта санитарно-защитной зоны объекта.
Прокурор Лодыгина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Законный представитель, руководитель ООО « Койгородок» Турубанов М.К. возражений по иску не имеет. Пояснил, что к установленному в иске сроку все требования прокурора будут исполнены.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ООО «Койгородок» поставлены на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия на окружающую среду и отнесены к II и III категории негативного воздействия на окружающую среду объекты - № 87- 0211-001870-П, 87-0211 -001869-П, 87-0211-001866-П, 87-0211-001865-П, 87- 0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211-002779-Т, 87-0211-002669-Т.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации,
ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), преамбулами Федеральных законов от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ) йот 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ одними из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоньг, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарнозащитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ), преамбулами Федеральных законов от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ) йот 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ одними из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарнозащитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу названного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно- эпидемиологические требования (п. 1 Правил установления санитарнозащитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон).
Пунктом 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон установлено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон).
В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно- защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта); б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 названных Правил; в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 названных Правил (п. 18 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон).
К решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (п. 20 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п. 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон).
Конкретные требования на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Проверкой установлено, что ООО «Койгородок» проекты санитарно-защитной зоны по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду № 87-0211-001870-П, 87-0211-001869-П, 87-0211- 001866-П, 87-0211-001865-П, 87-0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211- 002779-Т, 87-0211-002669-Т не разработаны, исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта не проведены, в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны не направлены.
Вследствие данного обстоятельства создается угроза эксплуатации источников негативного воздействия в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и является основанием для возложения обязанности по разработке и направлению на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проекта санитарно-защитной зоны объекта.
Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан являются неотъемлемыми материальными благами. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью.
Из изложенного следует, что несоблюдение Обществом указанных выше требований природоохранного законодательства создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам и окружающей природной среде в будущем, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению..
Руководствуясь статьями 45,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Койгородок» (ИНН 1111002731) в срок до 01.06.2026 осуществить следующие действия:
- разработать проекты санитарно-защитной зоны в отношении объектов негативного воздействия - № 87-0211-001870-П, 87-0211-001869-П, 87-0211-001866-П, 87-0211-001865-П, 87-0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211-002779-Т, 87-0211-002669-Т,
- представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношение объектов негативного воздействия - № 87- 0211-001870-П, 87-0211-001869-П, 87-0211-001866-П, 87-0211-001865-П, 87- 0211-001707-П, 870211-002780-П, 87-0211-002779-Т, 87-0211-002669-Т.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья - М.И.Подорова