УИД № 74RS0033-01-2019-000712-38
Дело № 2-29/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 19 марта 2020 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Корсакова Т.Г., при секретаре Юдиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Каримовой Светланы Дмитриевны к администрации Южного городского поселения Нагайбакского района Челябинской области о признании права собственности на квартиру,
установил:
Каримова С.Д., действующая за себя и несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к администрации Южного городского поселения Нагайбакского района Челябинской области о признании за ними в порядке приватизации права общей долевой собственности по 1/4 доли за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>,
В обоснование исковых требований указала, что Каримова С.Д. является нанимателем указанной квартиры на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Право на приватизацию жилого помещения она ранее не реализовала. Приватизировать спорную квартиру не может, поскольку в муниципальную собственность передан дом без указания квартир.
Истец Каримова С.Д. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Третье лицо Каримов Р.М., действующий за себя и опекаемую ФИО10, просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразил отказ от участия в приватизации жилого помещения в пользу супруги и детей.
Представитель ответчика администрация Южного городского поселения Нагайбакского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований не возражал.
Представитель третьего лица администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, причину неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по до-говорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2).
В соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал государственному геолого-промышленному предприятию «Южный рудник». ДД.ММ.ГГГГ данное предприятие на основании акта безвозмездно передало администрации местного самоуправления п. Южный объекты социального назначения, в том числе указанный жилой дом.
Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в муниципальную собственность муниципального образования «Южного городского поселения» переданы объекты жилого назначения, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>.
Из представленных реестровых дел, выписок из единого государственного реестра недвижимости следует, что спорный жилой дом находится на государственном кадастровом учете и состоит из двух квартир:
- <адрес>, площадью 51,6 кв.м, с кадастровым номером №, на которую ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за Лёвкиной Е.П., возникшее на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ;
- <адрес>, площадью 50,7 кв.м., с кадастровым номером №, на которую право собственности не зарегистрировано.
Наличие права муниципальной собственности Южного городского поселения на <адрес> сомнений не вызывает, поскольку на основании п. 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик с составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) относятся к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона и должны рассматриваться таковыми независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно представленным администрацией Южного городского поселения Нагайбакского района сведениям, с ДД.ММ.ГГГГ Каримова С.Д. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основанию - многодетная семья, состоящая из 4 человек.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Южного городского поселения Нагайбакского района спорная квартира передана Каримовой С.Д. в бессрочное возмездное пользование на основании договора социального найма.
Из сведений администрации Южного городского поселения Нагайбакского района следует, что Каримова С.Д. свое право на приватизацию жилья на территории Южного городского поселения не реализовала, проживает по адресу: <адрес>, и имеет следующий состав семьи: муж Каримов Р.М., сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекаемая ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном которой является муж.
ФИО4 отказался от участия в приватизации жилого помещения в пользу истца и детей, что подтверждается его письменным заявлением.
Отсутствие в акте от ДД.ММ.ГГГГ о передачи объектов социального назначения сведений о жилом доме по адресу: <адрес>, как двухквартирном, является препятствием для приватизации спорной квартиры в административном порядке.
Таким образом, спорное квартира относится к муниципальному жилищному фонду и является собственностью муниципального образования Южное городское поселение Нагайбакского района. Каримова С.Д. и члены ее семьи проживает в ней на условиях социального найма, при этом иного жилья она не имеет и состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, супруг ФИО4 отказался от участия в приватизации жилого помещения в пользу Каримовой С.Д. и детей, в связи с чем, они имеют право приобрести квартиру в общую долевую собственность в порядке приватизации в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░ ░░░2, ░░░4, ░░░1, ░░░5, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 50,7 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: