Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-2044/2019 ~ М-1686/2019 от 16.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                20 декабря 2019 года

           Самарский областной суд в составе:

           председательствующего судьи         Калинниковой О.А.,

           при секретаре                                     Добиной Д.Д.,

           с участием прокурора Скоровой Ю.С.,

представителя административного истца – Кияйкина А.В., представителя административного ответчика – Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2044/2019 по административному исковому заявлению Рязанова М.О., Гапоновой И.А. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

          Рязанов М.О., Гапонова И.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просят признать недействующими со дня их принятия:

         - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647;

          - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608

          и обязать административного ответчика опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте министерства в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

          В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее им на праве долевой собственности нежилое помещение с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Помещение    расположено в многоквартирном жилом доме, не является офисным либо торговым, не предназначено и не использовалось как объект общественного питания или бытового обслуживания. В спорные налоговые периоды часть помещения сдавалась в аренду ООО ЧОО «Девятичи-Восток». Полагают, что включение нежилого помещения в Перечни нарушает их права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2018-2019г.г. в завышенном размере.

          В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнив, что не поддерживает требования о возложении обязанности на административного ответчика о направлении сообщения о решении суда в ИФНС России по Самарской области.

          Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р., действующий на основании доверенности, пояснил, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни на 2018 и 2019 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как нежилое помещение в жилом доме, которое может быть использовано в качестве офисного, под торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания.

          Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр размещения рекламы» извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

          В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

          Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Скоровой Ю.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,     суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

           В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

           Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

           В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

          Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

           В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

            В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

           В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 и 2019 г.г., соответственно.

          Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день его принятия, а также в газете «Волжская коммуна», N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017г.; Перечень на 2019 год - на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru. информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе «Законодательные инициативы» раздела «Законодательство» 16.11.2018, а также в издании «Волжская коммуна», N 308(30543), 20.11.2018.

Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

           В оспариваемые Перечни на 2018 и 2019 г.г. включено нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 136, 9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

           Из материалов дела следует, что собственниками указанного нежилого помещения по договору купли-продажи от 30.01.2018г. являются Гапонова И.А. и Рязанов М.О. (по ? доле), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 07.02.2018г.

Как пояснил представитель административного ответчика, принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни объектов на 2018 и 2019 г.г. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

           В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

          Установлено, что по сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером имеет наименование и назначение: «нежилое помещение», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

          Согласно технической документации – техническому паспорту на нежилое помещение от 13.10.1998г., подготовленному Средневолжским филиалом Самарского областного отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», оно включает части назначением: «зал», «коридор», «кабинет», «шкаф», «санузел», «кладовая», что подтверждено сведениями в разделе «экспликация».

          Из экспликации к техническому паспорту от 04.09.2019г., выполненному ООО «Поволжское Региональное БТИ», следует, что спорное нежилое помещение, площадью 135, 4 кв.м, включает комнаты, имеющие название: «нежилое помещение», «коридор», «сан.узел».

          Установлено также, что нежилое помещение расположено на 1 этаже здания с кадастровым номером назначением и наименованием «многоквартирный дом», год завершения строительства 1998, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.08.2019 г.

          Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером , назначением (проектируемым назначением) – многоквартирный дом; сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка в ЕГРН отсутствуют, о чем представлены выписка от 18.09.2019г., кадастровый план территории от 20.11.2019г.

          Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного    нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют названным критериям: не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения его в Перечни объектов на 2018-2019г.г. требовалось установление фактического использования нежилого помещения. При этом суд учитывает, что назначение частей помещения «кабинет» (по данным технической инвентаризации) не тождественно понятию «офис».

          Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось.

          В ходе судебного разбирательства уполномоченной организацией ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» по поручению министерства имущественных отношений Самарской области проведен осмотр нежилого помещения с кадастровым номером в целях проверки его фактического использования, о чем составлен акт от 13.12.2019г.

          Согласно акту, к офисным отнесена часть помещений, площадью 12, 9 кв.м, что не превышает 20% от общей площади помещения. Кроме того, фактическое использование помещений площадью 70, 8 кв.м определено как цех полиграфии; 1, 3 кв.м – сан.узел; 13 кв.м – коридор, тамбур; в иные помещения доступ не предоставлен.

          Вместе с тем, сам по себе акт осмотра объекта недвижимости от 13.12.2019 г. не может служить основанием для включения нежилого помещения в Перечни объектов на 2018-2019 г.г., поскольку составлен в конце налогового периода 2019г. и, соответственно, не подтверждает фактическое использование нежилого помещения в спорные периоды.

          Как видно из материалов дела, Гапонова И.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.10.2019г. Из объяснений представителя административных истцов следует, что в период 2018-2019 г.г. часть спорного помещения использовалась Гапоновой И.А. под размещение цеха полиграфии. Основным видом деятельности ИП Гапоновой И.А. являются «Прочие виды полиграфической деятельности» (код 18.12), что в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ( Ред.2) и постановлением Правительства РФ от 24.11.2016 г. не является видом экономической деятельности, относящимся к бытовым услугам. Оказание ИП Гапоновой И.А. в помещении в период 2018-2019г.г. услуг, связанных с брошюровочно-переплетной, отделочной деятельностью и сопутствующих услуг (код 18.14), являющихся дополнительным видом её деятельности и отнесенных ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС Ред.2 к бытовым услугам, исследованными доказательствами не подтверждено.

          Из материалов дела также следует, что на период с 30.10.2018 г. по 01.10.2019г. и с 01.10.2019 г. по 01.09.2020 г. часть спорного нежилого помещения, площадью 44, 6 кв.м, передана в аренду ООО ЧОО «Девятичи-Восток», основным видом деятельности которого, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 15.10.2019г., является деятельность частных охранных служб.

          Между тем, доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого помещения в период 2018, 2019г.г. использовалось под офисы коммерческой организации, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.

           Согласно акта осмотра нежилого помещения специалистом ООО «Поволжское Региональное БТИ» от 01.10.2019 г., представленного административным истцом, в помещения, занимаемые ООО ЧОО «Девятичи-Восток» имеется отдельный вход; под «кабинет» используется помещение площадью 17, 1 кв.м, что составляет менее 20% от общей площади объекта с кадастровым номером .

           При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2019 г.г. и полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты – приказы министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административных истцов, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

          Несмотря на истечение срока действия Перечня на 2018 год, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административных истцов, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.

           В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

          С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.

          На основании изложенного, заявленные Гапоновой И.А. и Рязановым М.О. требования подлежат удовлетворению.

          Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

          Административный иск Гапоновой И.А. и Рязанова М.О. удовлетворить.

          Признать недействующими со дня их принятия:

         - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № нежилого    помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

          - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № нежилого    помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

                   Обязать министерство имущественных отношений Самарской области опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».

           Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления    в окончательной форме.

           Судья                                                                        О.А. Калинникова

           Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная    часть)

г. Самара                                                                                20 декабря 2019 года

           Самарский областной суд в составе:

           председательствующего судьи           Калинниковой О.А.,

           при секретаре                                     Добиной Д.Д.,

           с участием прокурора Скоровой Ю.С.,

представителя административного истца – Кияйкина А.В., представителя административного ответчика – Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2044/2019 по административному исковому заявлению Рязанова М.О., Гапоновой И.А. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

          руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

          Административный иск Гапоновой И.А. и Рязанова М.О. удовлетворить.

          Признать недействующими со дня их принятия:

         - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № нежилого    помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

          - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № нежилого    помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

                   Обязать министерство имущественных отношений Самарской области опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».

           Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления    в окончательной форме.

           Судья                                                                        О.А. Калинникова

3а-2044/2019 ~ М-1686/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Рязанов М.О.
Гапонова И.А.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ГБУ СО "Центр размещения рекламы"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
16.10.2019Регистрация административного искового заявления
16.10.2019Передача материалов судье
20.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2019Подготовка дела (собеседование)
07.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее