УИД 59RS0025-01-2023-000048-80
Судья Плешивцев С.И.
Дело № 72-215/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 27 апреля 2023 г. в г. Перми протест исполняющего обязанности прокурора г. Краснокамска Кочегарова Д.Л. на постановление административной комиссии Краснокамского городского округа от 15 ноября 2022 г. и решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 27 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении Миргалаулова Альверта Мирзагитовича,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии Краснокамского городского округа № 167/2022 от 15 ноября 2022 г. Миргалаулов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Краснокамского городского округа от 27 марта 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения протеста прокурора, указанное постановление административной комиссии оставлено без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.
В протесте, поданном в Пермский краевой суд, исполняющий обязанности прокурора г. Краснокамска Кочегаров Д.Л. просит об отмене решения судьи городского суда, и прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, указав на нарушения закона при проведении проверки.
В судебном заседании в краевом суде Миргалаулов А.М., защитник Миргалаулов Р.А., извещенные надлежаще, участия не принимали.
Прокурор Поносов А.В., защитник Филимонов И.В. в судебном заседании протест прокурора поддержали.
Изучив доводы протеста, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по протесту, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" сброс, складирование и (или) временное хранение мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности, снега на территории общего пользования вне мест, отведенных для этого органом местного самоуправления, а равно непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также других остатков растительности, складирование и (или) временное хранение на территории общего пользования имущества (товара), принадлежащего физическому или юридическому лицу, предназначенного для личного пользования или реализации, за исключением временного хранения автотранспортных средств, вынос грязи, грунта с территории строительной площадки, мест выполнения земляных, ремонтных и иных работ на территорию общего пользования, в том числе с помощью машин, механизмов и иной техники, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решением Краснокамской городской Думы от 24 апреля 2019 г. № 61 утверждены Правила благоустройства территории Краснокамского городского округа (далее по тексту – Правила).
На основании подпунктов 1, 15, 17 пункта 3.4 Правил, на территории округа запрещается: сброс, складирование, размещение снега, снежно-ледяных образований, грунта, отходов и мусора, в том числе образовавшихся во время ремонта, вне специально отведенных для этого мест; складирование на землях общего пользования строительных материалов (в том числе плит перекрытия, песка, щебня, поддонов, кирпича), угля, в том числе дров; захламление, загрязнение отведенной и прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 7.1 Правил физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку отведенных и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
На основании подпунктов 1, 3, 5 пункта 11.4 Правил на территориях индивидуальной застройки запрещается в том числе: осуществлять размещение отходов в местах вне специально отведенных для этого мест; выбрасывать, размещать и складировать металлический лом, строительный и бытовой мусор, дрова, тару и другие отходы производства и потребления, сливать жидкие бытовые отходы за границей отведенной территории; самостоятельно использовать земли за пределами отведенной собственнику территории под личные хозяйственные и иные нужды, включая складирование строительных материалов, мусора, горючих материалов, удобрений, возведение построек, пристроек, гаражей и погребов.
Из материалов дела об административном правонарушении, следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости ** от 4 октября 2022 г. правообладателем (арендатором) земельного участка с кадастровым номером **:196, расположенного по адресу: **** является Миргалаулов А.М.
4 октября 2022 г. в ходе осмотра прилегающей территории указанного земельного участка установлено, что с юго-восточной стороны (со стороны пер. Клубный) за отведенной границей земельного участка на прилегающей территории (землях общего пользования) производится складирование бытовых предметов, строительных материалов (отходов/мусора) среди которых имеется: железобетонные плиты и блоки, что подтверждается актом № 161 от 4 октября 2022 г.
Таким образом, собственником земельного участка нарушены требования подпунктов 1, 15, 17 пункта 3.4, пункта 7.1, подпункта 1, 3, 5 пункта 11.4 Правил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Миргалаулова А.М. протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" и привлечением его к административной ответственности по данной норме.
Административная комиссия Краснокамского городского округа, признавая Миргалаулова А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", исходила из доказанности вины привлекаемого лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в том числе в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, и установив факт несоблюдения Миргалауловым А.М. требований подпунктов 1, 15, 17 пункта 3.4, пункта 7.1, подпункта 1, 3, 5 пункта 11.4 Правил, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.
Факт совершения Миргалауловым А.М. вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае" подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 1 ноября 2022 г., актом обследования земельных участков № 161 от 4 октября 2022 г., фотоматериалами, выпиской из ЕГРН от 4 октября 2022 г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Все представленные в материалах дела доказательства оценены коллегиальным органом, судьей городского суда с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2)
Составленный в отношении Миргалаулова А.М. протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, составлен уполномоченным должностным лицом, необходимые для правильного разрешения дела в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан административной комиссией и судьей городского суда в качестве допустимого доказательства по делу.
Из оспариваемого решения усматривается, что вопрос о наличии вины Миргалаулова А.М. в совершении вмененного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела исследованы судьей городского суда при пересмотре дела об административном правонарушении, оснований не согласиться с выводами судьи городского суда судья краевого суда не усматривает.
Доводы протеста в целом повторяют позицию прокурора при рассмотрения протеста судьей городского суда, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неверном толковании закона, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность состоявшихся актов по данному делу об административном правонарушении.
Несогласие прокурора с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Доводы протеста о том, что проведении проверки в отношении индивидуального предпринимателя Миргалаулова А.М. с нарушениями положений Федерального закона № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г. "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г.) повторяют позицию прокурора при рассмотрении протеста судьей городского суда и обоснованно отклонены судьей по мотивам, изложенным в обжалуемом решении.
Судья городского суда, отклоняя указанные доводы, правомерно указал, что акт обследования земельных участков, расположенных в границах Краснокамского городского округа и относящихся к землям общего пользования и/или землям, государственная собственность на которые не разграничена № 161 от 4 октября 2022 г. не являлся проверкой деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с указанным федеральным законом, административное правонарушение выявлено и производство по административному делу возбуждено на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с непосредственным обнаружением должностными лицами Отдела по общественной безопасности и контролю администрации Краснокамского городского округа в ходе осмотра территории общего пользования.
Не могут быть приняты во внимание доводы протеста о несогласии с выводами судьи городского суда о том, что должностным лицом допущена описка при составлении протокола в части указания того, что нарушения были выявлены в ходе планового (рейдового) осмотра, что при рассмотрении дела было устранено, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Из материалов дела не следует, что в отношении ИП Миргалаулова А.М. был проведен плановый (рейдовый) осмотр и нарушения были выявлены в ходе его проведения.
Постановлением Администрации Краснокамского городского округа № 244-П от 13 апреля 2021 г. утверждено Положение об отделе по общественной безопасности и контролю администрации Краснокамского городского округа, основными задачами которого являются обеспечение осуществления в Краснокамском городском округе мероприятий по профилактике правонарушений, терроризма и экстремизма, осуществление контроля и надзора в сфере соблюдения Правил благоустройства Краснокамского городского округа.
Абсолютный запрет на проведение иных мероприятий, кроме предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г., в том числе, с целью повышения качества содержания территории городского округа, в действующем законодательстве отсутствует.
Производство по административному делу возбуждено в данном случае главным специалистом отдела по общественной безопасности и контролю администрации Краснокамского городского округа фактически на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с непосредственным обнаружением должностными лицами в ходе осмотра территорий и переданными материалами, содержащими достаточные сведения, свидетельствующие о наличии деяния, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края "Об административных правонарушениях в Пермском крае".
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит наряду с другими вопросами определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, и перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, в случаях, предусмотренных его статьей 28.3 (пункты 6 и 6.1 части 1 статьи 1.3.1).
В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края № 668-ПК от 30 августа 2010 г. "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Пермского края по составлению протоколов об административных правонарушениях" органы местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных, городских округов, сельских поселений осуществляют государственные полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом Пермского края "Об административных правонарушениях в Пермском крае".
В рамках осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления, указанных в части 1 настоящей статьи: составляются протоколы об административных правонарушениях; определяется перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных, городских округов, сельских поселений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Пермского края "Об административных правонарушениях в Пермском крае".
Часть 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к возникшим в рамках настоящего дела правоотношениям вопреки доводам прокурора не применима.
В соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (части 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Федеральный закон № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г. регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).
Исходя из части 1 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ от 31 июля 2020 г. "Об обязательных требования в Российской Федерации", под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В данном случае основанием для привлечения Миргалаулова А.М. послужило не несоблюдение им обязательных требований с учетом приведенного понятия, то есть связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а за складирование им бытовых предметов, строительных материалов (отходов/мусора) среди которых имеется: железобетонные плиты и блоки, за отведенной границей земельного участка на прилегающей территории (землях общего пользования), что было выявлено должностным лицом учреждения в ходе мероприятий, не относящихся к контрольным мероприятиям, перечисленным в статье 56 Федерального закона № 248-ФЗ от 31 июля 2020 г.
Судьей городского суда верно указано в решении, что обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на нарушение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 336 от 10 марта 2022 г. "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" является необоснованной.
Доводы протеста о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, состоятельными признать нельзя, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе производства по делу и опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, которые последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны достоверными.
При разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не допущено.
Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов протест прокурора не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.
Административное наказание Миргалаулову А.М. назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление о привлечении Миргалаулова А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.6.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 6 апреля 2015 г. "Об административных правонарушениях в Пермском крае", вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Миргалаулова А.М. допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления административной комиссии и решения судьи городского суда и удовлетворения протеста прокурора отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление административной комиссии Краснокамского городского округа от 15 ноября 2022 г. и решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 27 марта 2023 г. оставить без изменения, протест исполняющего обязанности прокурора г. Краснокамска Кочегарова Д.Л. - без удовлетворения.
Судья: подпись.
ФИО8
ФИО8