Дело № 21-223/2021
Судья: Сядарова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
04 июня 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, руководителя УФАС по Чувашской Республике Котеева В.В. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении директора МАОУ «...» <данные изъяты> района Чувашской Республики Ивановой С.Л.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением руководителя УФАС по Чувашской Республике от 12 августа 2020 года директор МАОУ «...» <данные изъяты> района Чувашской Республики Иванова С.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 29 октября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 25 января 2021 года решение судьи районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2021 года постановление руководителя УФАС по Чувашской Республике от 12 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в УФАС по Чувашской Республике.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, руководитель УФАС по Чувашской Республике, Котеев В.В. просит решение судьи районного суда отменить, постановление должностного лица оставить без изменения. В обоснование жалобы указывает, что подрядчиком были выполнены все работы в соответствии с условиями контракта, акт о приемке выполненных работ (КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (КС-3) были подписаны 10 июля 2020 года, вместе с тем в полном объеме оплата работ подрядчику в течение 15 рабочих дней со дня подписания указанных документов не осуществлена; срок для оплаты выполненных работ по договору должен составлять не более чем 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, соответственно оплата по акту о приемке выполненных работ от 10 июля 2020 года должна была быть осуществлена не позднее 31 июля 2020 года. Контракт № заключен в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг на 2020 года, следовательно, Ивановой С.Л. не приняты исчерпывающие меры по обеспечению исполнения обязанности по оплате выполненных работ в соответствии с условиями контракта № от 23 марта 2020 года и требованиями законодательства о контрактной системе, в т.ч. путем заблаговременного планирования предстоящих выплат и взаимодействия с участниками бюджетного процесса.
В судебное заседание Иванова С.Л., потерпевший - законный представитель ООО «...», должностное лицо, вынесшее постановление по делу, руководитель УФАС по Чувашской Республике Котеев В.В., не явились.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом
В силу части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 данного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 названного Федерального закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что 23 марта 2020 года между МАОУ «...» и ООО «...» заключен муниципальный контракт № на капитальный ремонт спортивного зала МАОУ «...», расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 21-32).
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.4 контракта общая стоимость работ составляет <данные изъяты> руб. Оплата работ осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в сумме <данные изъяты> руб.; республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме <данные изъяты> руб.; местного бюджета <данные изъяты> района Чувашской Республики в сумме <данные изъяты> руб. Оплата производится путем перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя в течение 15 рабочих дней по предоставлению Заказчику счета и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
В соответствии с п. 4.2 муниципального контракта срок исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту установлен по 3 августа 2020 года.
10 июля 2020 года сторонами подписан акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 и № 2 и справка о стоимости выполненных работ КС-3 на сумму <данные изъяты> рублей (л.д. 33-39).
В полном объеме работы оплачены 10 августа 2020 года, что подтверждается платежным поручением № на сумму <данные изъяты> руб. (л.д. 61), копией расходных расписаний № от 5 августа 2020 года на сумму <данные изъяты> руб. (л.д.62); выпиской с лицевого счета получателя бюджетных средств № от 10 августа 2020 года, согласно которой на расчетный счет Отдела образования, социального развития, опеки и попечительства, молодежной политики, культуры и спорта администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики денежные средства поступили 6 августа 2020 года (л.д.48); заявкой на кассовый расход № от 11 августа 2020 года на сумму <данные изъяты> руб., № от 11 августа 2020 года на сумму <данные изъяты> руб., № от 11 августа 2020 года на сумму <данные изъяты> руб.(л.д. 51-59).
Таким образом, по состоянию на 31 июля 2020 года (как указано в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении и судебном решении) работы в полном объеме оплачены не были.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд явилось основанием для привлечения директора МАОУ «Карачуринская ООШ» Ивановой С.Л. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение в УФАС по Чувашской Республике, судья районного суда указал, что сумма субсидий для перечисления исполнителю поступила 10 августа 2020 года на счет школы из МБУ «...», и поэтому в срок до 31 июля 2020 года денежные средства не могли быть перечислены на счет исполнителю; 16 июля 2020 года по электронной почте Ивановой С.Л. в Министерство образования Чувашской Республики через МБУ «...» направлено дополнительное соглашение, заключенное между МАОУ «...» и директором ООО «...». Заявка администрации Аликовского района Чувашской Республики на предоставление средств из Республиканского бюджета на капитальный ремонт спортзала МАОУ «...» поступила, по мнению Ивановой С.Л., в тот же день. Также суд установил, что в материалах дела имеется отметка о поступлении заявки в Министерство образования от 27 июля 2020 года, но цифра 27 исправлена (л.д. 117). Руководствуясь правовой позицией Конституционного суда РФ, определенной в определении № 1696-О от 24 октября 2013 года, исходя из объяснений Ивановой С.Л., судья сделал вывод, что нарушение сроков оплаты по контракту были допущены по независящим от руководителя МАОУ «...» Ивановой С.Л. обстоятельствам – бухгалтерское обслуживание МАОУ «...» в соответствии с договором на бухгалтерское обслуживание осуществляет МБУ «...». Установив указанные обстоятельства, судья пришел к выводу о том, что должностное лицо УФАС по Чувашской Республике допустило существенные нарушения процессуальных требований при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности директора МАОУ «...» Ивановой С.Л., что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем данное постановление отменил, дело возвратил на новое рассмотрение.
Однако состоявшееся по делу судебное решение обоснованным признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 указанного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в соответствии с которой в постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указанные в ст. 26.1 КоАП РФ и мотивированное решение по делу.
Исходя из перечисленных выше требований КоАП РФ, предметом судебной проверки является законность и обоснованность постановления должностного лица.
Однако требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела после отмены Верховным Судом Чувашской Республики решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение судьей не выполнены.
Основанием для отмены решения судьи районного суда от 12 августа 2020 года и направления дела на новое рассмотрение явилось отсутствие достоверных сведений о дате поступления в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики заявки о выделении бюджетных ассигнований от 16 июля 2020 года, а также доказательств направления указанной заявки 16 июля 2020 года (в материалах дела имелась копия заявки без указания даты ее поступления в Министерство образования Чувашской Республики и по запросу суда была представлена копия заявки с датой поступления 27 июля 2020 года), а также то, что судьей районного суда не был исследован должным образом правовой механизм бюджетного финансирования о порядке оплаты, выполненных по муниципальному контракту работ за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, не истребовано соглашение между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией муниципального района о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики. Также было указано, что в представленных УФАС по Чувашской Республике подлинниках материалов дела об административном правонарушении копии акта о приемке выполненных работ от 10 июля 2020 года, дополнительное соглашение № 1 от 16 июля 2020 года надлежащим образом не заверены.
При проверке доводов жалобы руководителя УФАС по Чувашской Республике Котеева В.В. установлено, что дата поступления в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики заявки администрации <данные изъяты> района о выделении бюджетных ассигнований от 16 июля 2020 года, доказательства направления указанной заявки 16 июля 2020 года, а также дата получения Министерством образования и молодежной политики указанной заявки вновь не установлены; подлинники акта о приемке выполненных работ от 10 июля 2020 года, дополнительное соглашение № от 16 июля 2020 года не истребованы, дополнительное соглашение (п. 1.1.16), заключенное между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией муниципального района о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом, надлежащей правовой оценки не получило.
Установив, что имеющаяся в материалах дела заявка о выделении бюджетных ассигнований содержит исправления в дате ее поступления в Министерство образования, судья районного суда каких-либо выводов не сделал, а именно подтверждает ли данная заявка факт того, что в Министерство образования Чувашской Республики данный документ поступил 27 июля 2020 года или нет. Соответствующий запрос о предоставлении надлежащим образом заверенной копии заявки с отметкой о ее поступлении в Министерство образования судом не сделал, должностное лицо, ответственное за прием указанных заявок в судебное заседание не вызвано и не опрошено.
Указывая в решении на то, что должностным лицом УФАС по Чувашской Республике были допущены существенные нарушения процессуальных требований при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, судья свои выводы надлежащим образом не мотивировал, в чем выражаются процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом УФАС по Чувашской Республике, не указал.
Кроме того, как следует из постановления, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступила жалоба ООО «...» на бездействие заказчика МАОУ «...». Директор МАОУ «...» Иванова С.Л. привлечена к административной ответственности по итогам рассмотрения обращения. По смыслу положений ст. 25.2 КоАП РФ и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации в рассматриваемом случае ООО «...» является потерпевшим по настоящему делу об административном правонарушении.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
В силу приведенных выше норм судье районного суда надлежало принять меры к извещению указанного лица о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и к обеспечению его явки в судебное заседание, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ООО «...», о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении Общество не извещалось.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
С учетом изложенное, решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2021 года подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ «...» <данные изъяты> района Чувашской Республики Ивановой ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение судье Красноармейского районного суда Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова