Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-185/2024 ~ М-109/2024 от 19.02.2024

Дело (УИД) № 19RS0010-01-2024-000196-89

Производство № 2-185/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 апреля 2024 года с. Шира

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Падчик Е.С.,

с участием:

представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Ильиной И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о понуждении проведения технического обследования объектов недвижимого имущества с привлечением специализированной организации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ширинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее по тексту администрация) о понуждении провести техническое обследование здания с привлечением специализированной организации. Обосновывая заявленные требования, истец указывает на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия. Установлено, что администрация является собственником следующих объектов недвижимого имущества расположенным по адресам: ; ; . В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Ссылаясь на положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), истец указывает на то, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ссылаясь на положения ст.ст. 3, 5, 7, 36
Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту Федерального закона № 384 – ФЗ), приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1984-ст; ГОСТ 31937-2011 (п. 4.3, 4.4) истец указывает, что администрацией обследование технического состояния объектов недвижимого имущества, указанных выше, с привлечением специализированной организации не проводилось. В целях устранения выявленных нарушений главе администрации Фыркальского сельсовета внесено представление, ответ на которое администрацией своевременно не представлен. Согласно информации администрации Фыркальского сельсовета от обследование зданий по адресам: ; ; , с привлечением специализированной организации не проводилось в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. По представленному расчету стоимость технического обследования зданий, расположенных по составляет . В тоже время истец считает, что непринятие администрацией Фыркальского сельсовета мер по ненадлежащему содержанию муниципального имущества создает угрозу его безопасной эксплуатации объектов, может создать угрозу для здоровья работников администрации Фыркальского сельсовета и неопределенного круга лиц. На основании изложенного, прокурор просит обязать ответчика в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, провести техническое обследование зданий, расположенных по адресам: ; ; привлечением специализированной организации.

В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. заявленные исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – глава администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия В. извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором исковые требования, заявленные прокурором, признала в полном объеме, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Заслушав пояснение участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно п.п. 1-3 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).

Статьей 53 Устава муниципального образования Ширинского района Республики Хакасия предусмотрено, что в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом №131-ФЗ вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с решениями Совета; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу требований ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 5 ст. 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 6 ст. 55.24. ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Части 7, 8 ст. 55.24. ГрК РФ раскрывают понятия эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, а также техническое обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.

Согласно ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Статьей 55.25. ГрК РФ предусмотрены обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. В частности, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту Федеральный закон № 384-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Из положений ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В силу положений ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Из представленных суду материалов дела следует, что муниципальному образованию Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия на праве собственности принадлежат здания, расположенные по адресам: , с кадастровым номером ; , с кадастровым номером ; , с кадастровым номером .

В судебном заседании установлено, что при проведении прокуратурой Ширинского района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности, установлено, что должностными лицами администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия требования законодательства о муниципальной собственности, об охране жизни и здоровья граждан исполняются не в полном объеме, техническое обследование указанных выше объектов недвижимости, с привлечением специализированной организации, не проведено.

Как указывает прокурор в исковом заявлении, выявленные нарушения могут создают угрозу для здоровья работников администрации Фыркальского сельсовета и неопределенного круга лиц, находящихся в указанных зданиях.

В письме за подписью главы Фыркальского сельсовета В. за , адресованного прокурору Ширинского района, указано, что обследование зданий: ; не проводилось в связи с тем, что в бюджете муниципального образования не заложены денежные средства; у административного здания, расположенного по адресу: отсутствует технический паспорт, а также отсутствуют денежные средства в бюджете муниципального образования на Административные здания, расположенные по адресу: , а также по адресу: не используются, они закрыты и требуют капитального ремонта. Администрация Фыркальского сельсовета планирует в бюджете муниципального образования предусмотреть на денежные средства на технический паспорт указанного выше административного здания и техническое обследование объектов.

С целью устранения допущенных нарушений закона главе Фыркальского сельсовета прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, об охране жизни, здоровья граждан, находящихся в указанных зданиях.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком представлена информация от , из которой следует, что администрация Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обратилась в ООО с запросом о предоставлении информации о стоимости технического обследования зданий администрации Фыркальского сельсовета.

Из информации, представленной , следует, что стоимость услуги по техническому обследованию зданий, расположенных по адресам: .; . составляет .

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года №1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (ГОСТ 31937-2011). Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, утвержденного Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

    

    Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (п. 4.3 ГОСТ 31937-2011).

    

    Согласно п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

    Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985» утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне.

    

    Вместе с тем, ГОСТ 31937-2011 в вышеназванном перечне на момент внесения представления и обращения с иском в суд не содержится. Данный ГОСТ исключен из Национальных стандартов с 01 сентября 2021 года.

    Указанный ГОСТ в соответствии с Приказом Росстандарта от 02 апреля 2020 года № 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» входит в перечень Межгосударственных стандартов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

    Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в п. 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Резюмируя изложенное, суд приходит к выводу, что применение ГОСТ 31937-2011 является добровольным и предусмотренные им сроки проведения обследований технического состояния зданий и сооружений не могут являться для ответчика обязательными.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что техническое обследование заявленных зданий, с привлечением специализированной организации фактически не выполнено ответчиком до рассмотрения дела по существу, принимая во внимание признание ответчиком заявленных требований в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание условия, необходимые для исполнения рассматриваемых требований, с учетом принципа разумности суд считает необходимым установить для ответчика срок для исполнения заявленных требований до .

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. ст. 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о понуждении проведения технического обследования объектов недвижимого имущества с привлечением специализированной организации удовлетворить.

Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ОГРН ) в срок до провести техническое обследование здания администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, расположенного по адресу: , с привлечением специализированной организации.

Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ОГРН ) в срок до провести техническое обследование здания , расположенного по адресу: , с привлечением специализированной организации.

Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ОГРН ) в срок до провести техническое обследование здания , расположенного по адресу: , с привлечением специализированной организации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                   Журавлева Н.Ю.

Справка: дата изготовления и подписания мотивированного решения «9» апреля 2024 года (с учетом выходных дней).

Судья                                  Журавлева Н.Ю.

2-185/2024 ~ М-109/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
администрация Фыркальского сельсовета
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Журавлева Н.Ю.
Дело на сайте суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2024Передача материалов судье
22.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Подготовка дела (собеседование)
02.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2024Судебное заседание
09.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Дело оформлено
21.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее