Дело № 11-1/2024
УИД № 24MS0007-01-2022-003982-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п. Балахта 24 января 2024 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием ответчиков Марьясовой Е.Н., Марьясова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ООО «Эко-Транспорт» к Марьясовой ФИО9, Марьясову ФИО10, действующему в своих интересах и в интересах Марьясовой ФИО11, Дроботову ФИО12 о взыскании задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, и апелляционную жалобу Марьясовой ФИО13, Марьясова ФИО14, Дроботова ФИО15 на решение мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края от 06.03.2023 года,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Эко-Транспорт» обратилось в суд с исковым заявлением, с учетом заявления об уточнении исковых требований, к Марьясовой Е.Н., Марьясову В.В., действующему в своих интересах и в интересах Марьясовой А.В., Дроботову Е.Е. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 31.07.2022 года в размере 14294 рублей 38 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 571 рублей 78 копеек, расходов по направлению почтовой корреспонденции в размере 21 рублей 60 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края от 06.03.2023 года исковые требования ООО «Эко-Транспорт» удовлетворены, в солидарном порядке с Марьясовой Е.Н., Марьясова В.В., Дроботова Е.Е. в пользу ООО «Эко-Транспорт» взыскана задолженность за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2022 года в сумме 14 294 рублей 35 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины - 571 рубль 78 копеек, а всего 14866 рублей 16 копеек.
Марьясова Е.Н., Марьясов В.В., Дроботов Е.Е. обратились с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края от 06.03.2023 года, ссылаясь на то, что с решением суда не согласны, т.к. оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Так, ООО «Эко-Транспорт» наделено статусом регионального оператора. Согласно пункту 8(17) Постановления Правительства Российской Федерации о 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (далее - Правила N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Пункт 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Между тем, опубликованный типовой Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не подписан, исходя из этого договор является заключенным - ошибочно, так как таких доказательств истцом в материалы дела не представлено и ответчик возражает против обстоятельств заключения спорного договора. Представленный в материалы дела не подписанный договор не соответствует требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 432 ГК РФ, в отсутствие соответствующего акцепта условий договора со стороны ответчика. Также истцом не представлено доказательств соблюдения положений п. 4 ст. 445 ГК РФ, предусматривающего, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Само по себе указание в нормах права положений о возможности заключить такой договор, не свидетельствует о его заключенности в отсутствии соблюдения процедуры по его заключению (добровольном или судебном порядке). Так же истцом не представлено доказательств заявления договора с ответчиком в судебном порядке, что предусмотрено ст. 445 ГК РФ. Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Также в материалы дела истцом не представлено доказательств того, что площадка накопления ТКО, которая могла бы быть использована ответчиком, внесена в схему обращения с отходами. Просит суд решение Мирового судебного участка №7 в Балахтинском районе Красноярского края от 06.03.2023г. Дело № отменить полностью.
В судебном заседании ответчики Марьясова Е.Н., Марьясов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Дополнительно суду пояснили, что фактически услугами по обращению с ТКО не пользовались, договор с истцом не заключали.
В судебное заседание ответчик Дроботов Е.Е., представитель истца ООО «Эко-Транспорт», представители третьих лиц Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, ПАО «Красноярскэнергосбыт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие
Выслушав ответчиков Марьсову Е.Н., Марьясова В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами (часть 2).
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1). По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса (часть 2 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года..
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Как установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, на основании Приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №-од от 14.12.2018 года, Соглашения от № от 14 декабря 2018 года (далее Соглашение) об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны Красноярского края, заключенным с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края по результатам конкурсного отбора, ООО «Эко-Транспорт» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Согласно п. 1.2 данного Соглашения региональный оператор организовывает и осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, региональной программой Красноярского края по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Красноярского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 №-од.
В силу п. 1.3 Соглашения в Назаровскую технологическую зону, в том числе, входит территория Балахтинского района Красноярского края.
Согласно п. 3.2 Соглашения региональный оператор приступает к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме с 01 января 2019 года, при условии утверждения тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 14.12.2018 года №-в «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Эко-Транспорт» по Назаровской технологической зоне» тариф для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Эко-Транспорт» на 2019 год составляет для населения с 01.01.2019 по 31.12.2019 - 1178,22 руб./куб.м.; согласно Приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 года №-в «Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Эко-Транспорт» по Назаровскои технологической зоне» - с 01.01.2020 по 30.09.2020 - 1178,22 руб./куб.м.; согласно Приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 16.12.2021 года №-в «Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Эко-Транспорт» по Назаровскои технологической зоне» с 01.10.2020 по 30.06.2022 –1167,00 руб./куб.м., с 01.07.2021 по 30.06.2022 – 1212,10 руб./куб.м.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.01.2021 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края, для жилого фонда вне зависимости от степени благоустроенности, в месяц, в том числе на территории Балахтинского района 0,07 куб. м/чел. для твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 148(30) Правил №, размер платы за коммунальную услугу т обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками жилого помещения жилого помещения с кадастровым №, площадью 28,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в равных долях (по 1/5 доли) являются: Дроботов ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дроботов ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Марьясова ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Марьясов ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Марьясова ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.12.2022 года.
По информации МП МО МВД России «Балахтинский», по адресу: <адрес> зарегистрированы: с 19.10.2016 по настоящее время - Марьясова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Марьясов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Марьясова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с 17.01.2017 по настоящее время Дроботов Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дроботов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, регистрации по указанному адресу не имеет, с 11.03.2017 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В части 11 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными ходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019г.
Суд критически относится к доводам жалобы об отсутствии между сторонами заключенного в письменном виде договора о предоставлении услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
ООО «Эко-Транспорт» 02.10.2018 года разместило на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://eco-transport24.ru) адресованное всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также типового договора. Кроме того, истец разместил указанную информацию в печатном издании - газете «Наш Красноярский край» № 71/1151 от 25.09.2019 года. Факт размещения данной информации на сайте истца ответчиками не оспаривается.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, верно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, который фактически и был заключен между истцом и ответчиками.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств того, что площадка накопления ТКО, которая могла бы быть использована ответчиком, внесена в схему обращения с отходами, не могут говорить о неисполнении обязанностей Регионального оператора по транспортированию ТКО.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что услуги истцом ООО «Эко-Транспорт» ответчикам отказаны не были, полностью опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Как усматривается из представленного графика вывоза твердых коммунальных отходов в спорный период времени ООО «Эко-Транспорт» осуществляло вывоз мусора по адресу места сбора и накопления ТКО: <адрес>.
При этом, согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" полномочия по организации контейнерных площадок, вопросы обустройства мест (площадок) накопления ТКО относятся к полномочиям органа местного самоуправления.
Между тем, согласно п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, при отсутствии мест накопления ТКО их складирование осуществляется в пакеты или другие емкости, выдаваемые региональным оператором, что имеет место в рассматриваемом споре и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, основаны на неверном толковании норм материального права, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
При этом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену решения, не установлено.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что мировым судьей правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела мировым судьей допущено не было, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 – 329, 330 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края от 06.03.2023 года по иску ООО «Эко-Транспорт» к Марьясовой ФИО21, Марьясову ФИО22, действующему в своих интересах и в интересах Марьясовой ФИО23, Дроботову ФИО24 о взыскании задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марьясовой ФИО25, Марьясова ФИО26, Дроботова ФИО27 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.01.2024