Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-575/2023 от 12.05.2023

    Судья Залялиева Н.Г.                                                                                       Дело № 5-302/2023

Дело № 7-575/2023

Р е ш е н и е

    31 мая 2023 года                                                                                                        город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., при секретаре судебного заседания Нигматзяновой А.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Алиева Умида Жура угли на постановление судьи Московского районного о суда города Казани от 24 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, судья,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Московского районного суда города Казани от 24 апреля 2023 года, гражданин Республики Узбекистан Алиев У.Ж. (далее – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей в доход государства с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Алиев У.Ж., не оспаривая событие административного правонарушения, просит постановление изменить, исключить указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В судебном заседании Алиев У.Ж., его защитники Борисова Д.А., Сагатова Т.У. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Из материалов дела усматривается, что 22 апреля 2023 года инспектором 1 батальона полка ППС УМВД Росси по городу Казани Ганиевым А.А. составлен протокол об административном правонарушении №8500649, согласно которому Алиеву У.Ж. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

22 апреля 2023 года в 9 часов 30 минут в ходе проверки документов по адресу: город Казань, улица Декабристов, дом №186, сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Узбекистан Алиев У.Ж., прибывший в Российскую Федерацию 30 августа 2022 года через КПП Казань (АВИА) с частной целью. Установлено, что Алиев У.Ж. с                   5 сентября 2022 года по 7 ноября 2022 года находился на миграционном учёте по адресу: <адрес>. В последующем, с уведомлением о постановке на миграционный учёт по месту пребывания Алиев У.Ж. не обращался, в нарушение Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ), по истечении установленного срока временного пребывания уклонился от выезда за пределы Российской Федерации, проживает по адресу: <адрес> без постановки на миграционный учёт.

Принимая обжалуемое постановление, судья исходил из доказанности нарушения заявителем миграционного законодательства Российской Федерации, административная ответственность за которые установлена частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

С выводом в этой части следует согласиться.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом №115-ФЗ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 названного закона, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ и виновность Алиева У.Ж. в его совершении, подтверждаются представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения (л.д. 2); объяснением Алиева У.Ж. в протоколе об административном правонарушении (л.д. 2 об.ст.); рапортами сотрудников полиции ФИО10 (л.д. 5, 6); сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 12-15) и другими доказательствами, оцененными судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности, достаточности.

Совокупность доказательств подтверждает факт нарушения заявителем миграционного законодательства, выразившееся в том числе, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении законного срока пребывания на территории Российской Федерации. Такие действия содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление вынесено судьей в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В обоснование заявленных требований, заявитель, его защитники сослались на то, что назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечёт нарушение прав заявителя, гарантированных статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4.11.1950), в том числе права на образование, так как в течение пяти лет Алиев У.Ж. не сможет прибыть в Российскую Федерацию и восстановиться в учебном заведении.

При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.

Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с обязательным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона №114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не разрешается в течение пяти лет въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, в случае если в отношении данного лица вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15 июля 1999 года №11-П, в определении от 2 марта 2006 года №55-О, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния.

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет личности правонарушителя, степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий, в том числе для привлекаемого лица, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Материалы дела и приложенные к жалобе документы свидетельствуют, что в                 2015 году Алиев У.Ж. поступил в Институт фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» (очная форма обучения), по месту обучения характеризуется положительно, принимал активное участие с общественной жизни института. В 2022 году Алиев У.Ж. отчислен с пятого курса за академическую задолженность по дисциплине «Фармацевтическая технология», с правом на восстановление на специальность «Фармация» по очной форме обучения в течение 5 лет. В 2022 году Алиев У.Ж. пытался восстановиться на 5 курс, однако в этом ему было отказано в связи с поздней подачей документов на восстановление (л.д. 59-65).

В соответствии с общими правилами назначения наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу не установлено. Признание Алиевым У.Ж. вины в совершении вменяемого административного правонарушения, признано судьей в качестве обстоятельства, смягчающую административную ответственность.

Принимая во внимание правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения привлекаемому лицу административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, личность Алиева У.Ж., признание им вины, совершение действий, связанных с намерением восстановиться в учебном заведении - ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», учитывая, что исполнение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет невозможность реализации Алиевым У.Ж. права на восстановление в учебном заведении, назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нельзя признать соразмерным в качестве способа достижения баланса публичных и частных интересов. При этом совокупность доказательств позволяет сделать вывод о том, что заявитель обладает достаточной степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации, не представляет какой-либо угрозы национальной безопасности или общественному порядку.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в                отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление судьи Московского районного о суда города Казани от 24 апреля 2023 года подлежит изменению путем исключения указания на назначение Алиеву У.Ж. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Правовых оснований для отмены постановления и прекращения производства по настоящему делу, не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р е ш и л:

жалобу Алиева Умида Жура угли удовлетворить.

Постановление судьи Московского районного о суда города Казани от 24 апреля 2023 года, вынесенное в отношении Алиева Умида Жура угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Исключить указание на назначение Алиеву Умиду Жура угли административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

              Судья                                                              Сабитов И.Н.

7-575/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Алиев Умид Жура угли
Другие
Борисова Д.А.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сабитов Ильнур Нафисович
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--tat.sudrf.ru
12.05.2023Материалы переданы в производство судье
31.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее