Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-193/2022 ~ М-97/2022 от 08.02.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

а. Кошехабль                                                                 15 марта 2022 года

Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи                                                      Керашева Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                 ФИО3,

с участием:

истца                                                   ФИО1,

представителя истца ФИО1                         ФИО4,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – администрации МО «Дмитриевское

сельское поселение»                                   ФИО8,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных

требований относительно предмета спора администрации

МО «<адрес>»                            ФИО9,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации                                МО «Дмитриевское сельское поселение» о признании права собственности.

В обоснование иска указала, что в 2009 году она обратилась                               в администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» с просьбой                         о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Г         в собственность. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Дмитриевское сельское поселение» истцу выдала выписку из похозяйственной книги гражданина права на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» выдана повторная выписка из похозяйственной книги гражданина права на земельный участок, где уточнением указана площадь земельного участка в размере 600 кв.м. В июле 2011 года на основании заявления истца кадастровым инженером ФИО5 подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка                            с кадастровым номером 01:02:0400005:74, расположенного по адресу: <адрес> Г, согласно которому площадь земельного участка составила 588 кв.м. Истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением об осуществлении государственной регистрации прав земельного участка. В адрес истца направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, в связи с тем, что форма и содержание документа, предоставленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, а именно, в выписке из похозяйственной книги гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ указаны реквизиты похозяйственной книги: номер, дата начала и окончания ведения книги гг, а запись сделана ДД.ММ.ГГГГ. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась                         в администрацию МО «Дмитриевское сельское поселение» с заявлением                     об исправлении ошибки в выписке из похозяйственной книги гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ для продолжения государственной регистрации прав. Однако в выдаче из архива правоустанавливающих документов, касающихся земли, администрацией сельского поселения отказано, по основаниям нарушения административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО «Дмитриевское сельское поселение»                          от ДД.ММ.ГГГГ . На повторное обращение ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения о выдаче правоустанавливающих документов касающихся спорной земли, администрация ответила отказом.

На основании изложенного, ФИО1 просила признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 588 кв.м, с кадастровым номером 01:02:0400005:74, расположенный по адресу: <адрес> Г.

В возражениях на исковое заявление глава администрации                               МО «<адрес>» ФИО6 и глава администрации                 МО «Дмитриевское сельское поселение» ФИО7 просили отказать ФИО1 в удовлетворении требований по указанным в возражениях основаниям.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель истца ФИО1ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил                     их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» ФИО8 в судебном заседании исковые требования                      не признала и просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации МО «<адрес>» ФИО9 в судебном заседании иск не признал и просил отказать                в удовлетворении требований ФИО1

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит                       к следующему.

Защита гражданских прав осуществляется путем признания права                          в порядке ст. 12 ГК РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать                    те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании,                в 2009 году ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию                      МО «Дмитриевское сельское поселение» о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Г, площадью                      1 500 кв.м, на что получила выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ей на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок для приусадебного участка из земель населенных пунктов,                         о чем сделана запись в книге (1997-2001) на стр. 172, л/с 1557.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» выдана ФИО1 повторная выписка из похозяйственной книги гражданина права на земельный участок, где уточнением указана площадь земельного участка в размере 600 кв.м, с тем же адресом, о чем сделана запись в книге стр. 172 л/с 1557.

На основании заявления ФИО1, кадастровым инженером ФИО5 подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и площади вышеуказанного земельного участка, согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером 01:02:0400005:74, расположенного по адресу: <адрес> Г, составила 588 кв.м.

Истец ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>                   с заявлением об осуществлении государственной регистрации прав земельного участка.

Из уведомления № КУВД-001/2021-53347199/1 от ДД.ММ.ГГГГ следует,                  что осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:02:0400005:74, расположенного по адресу: <адрес> Г приостановлено, в связи с тем, что форма и содержание документа, предоставленного для осуществления государственной регистрации прав не соответствует требованиям законодательства РФ, а именно в выписке из похозяйственной книги гражданина прав на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ указаны реквизиты похозяйственной книги: номер, дата начала и окончания ведения книги , а запись сделана ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ФИО1 необходимо привести документы в соответствие (л.д. 40).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию                         МО «Дмитриевское сельское поселение» с заявлением об исправлении ошибки в выписке из похозяйственной книги гражданина права на земельный участок                  от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления государственной регистрации прав на спорный земельный участок, а также о предоставлении правоустанавливающих документов из архива касающихся земли.

Однако в выдаче из архива правоустанавливающих документов, касающихся земли, администрацией отказано по основаниям нарушения административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ , а так же в связи                    с тем, что ФИО1 не указала реквизиты документа, подтверждающего право (постановление, распоряжение или решение), в соответствии с которым передается земельный участок в собственность.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков                             в собственность.

В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают                             по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии                                с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 28 ЗК РФ участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам                             и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам                          в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1                         ст. 24 ЗК РФ. Предоставление земельных участков, находящихся                                    в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков             из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах                      их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся                    в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен ст. 34 ЗК РФ. В соответствии с указанной нормой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками               и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве                   и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся                                      в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ,               с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, вид испрашиваемого права на землю (п. 2 и 3       ст. 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает                       за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ                  и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п.4 ст. 34 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения (п. 5 и 6         ст. 34 ЗК РФ).

Указанные положения ЗК РФ приведены в редакции, действующей                    на 2009 год, то есть на тот период, как полагает истец у неё возникло право собственности на земельный участок.

Однако, как видно из приведенных норм, несмотря на то, что в каждом субъекте Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и органы, наделенные правом на их предоставление, определяются самостоятельно, тем не менее регламент получения права на земельный участок является общим для всех. То есть                       в любом случае для получения права на земельный участок, как в форме собственности, так и в форме аренды, должно было быть принято решение                   о предоставлении такого участка и заключен соответствующий договор.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется (ч.1 и 2 ст. 3).

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона, в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений                         и органами местного самоуправления городских округов осуществляется учет личных подсобных хозяйств. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения                   о личном подсобном хозяйстве:

- фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих               с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

- площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

- количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

- сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

Первичным является документ о предоставлении земельного участка, принятый в соответствии с ЗК РФ, сведения о котором заносятся                                     в похозяйственную книгу. Выписка из похозяйственной книги с момента введения в действие ЗК РФ не является документом, подтверждающим факт возникновения права собственности на земельный участок, в том числе предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанное также следует из положений Федерального закона                         от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей по состоянию на                    2009 год.

Согласно ч. 1 ст. 25.2 указанного Федерального закона, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 указанного Федерального закона основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок                    (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Таким образом, выписка из похозяйственной книги является документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, только в том случае, если данный земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК РФ.

Как следует из искового заявления и предоставленных истцом документов, право собственности на спорный земельный участок у нее возникло, как она полагает в 2009 году, то есть после вступления в силу ЗК РФ.

Согласно тексту выписок из похозяйственной книги, предоставленных истцом и датированных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в графе «Реквизиты похозяйственной книги, номер, дата начала и окончания» указано « гг», а в графе «Реквизиты документа, на основании которого                                  в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права                        на земельный участок» указано «ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании похозяйственной книги 22 стр. 172 л/с 1557».

Изложенное свидетельствует о внутренних противоречиях в самих выписках, в частности в похозяйственную книгу сроком действия с 1997 по 2001 год, ДД.ММ.ГГГГ внесена запись на основании той же похозяйственной книги , сведения о дате выдачи выписки от 2010 года, а также                                 о нарушениях при заполнении похозяйственной книги в части не указания сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный после введения в действие ЗК РФ.

О недостоверности сведений, указанных в выписках из похозяйственной книги, истец неоднократно уведомлялась администрацией в ответах на                         ее обращения.

Единые требования к похозяйственным книгам установлены Приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений               и органами местного самоуправления городских округов», вступившим                         в действие ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после событий, являющихся предметом настоящего иска.

Иных доказательств, достоверно подтверждающих время и основания Козникновения у истца права собственности на спорный земельный участок,                в материалах дела не представлено, в распоряжении администрации не имеется. Наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном земельном участке, как о ранее учтенном не подтверждает права истца на него.

Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,                          дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ.

Тот факт, что истцом в 2011 году были заказаны работы по межеванию земельного участка, не свидетельствуют о его правах на земельный участок.

По вопросу применения к спорным правоотношениям положений закона        о приобретательной давности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих                           в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу ст.ст. 225, 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено                на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии с ЗК РФ в перечне оснований, по которым предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, такое основание, как приобретательная давность, не предусмотрено.

Соответственно, земельные участки, находящиеся в государственной                   и муниципальной собственности, не могут быть приобретены в собственность по давности владения.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц                           или муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Самовольное же занятие земельного участка, находящегося                               в муниципальной, государственной или федеральной собственности, а также земельного участка, собственность на который не разграничена,                                       и его дальнейшее использование не может быть признано законным                               и обоснованным, поскольку противоречит нормам земельного законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к администрации МО «Дмитриевское сельское поселение»                  о признании права собственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «Дмитриевское сельское поселение»                     о признании права собственности, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.

Мотивированное решение изготовлено: 21.03.2022

Судья                              (подпись)

2-193/2022 ~ М-97/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Луговенко Людмила Валентиновна
Ответчики
Администрация МО "Дмитриевское сельское поселение"
Суд
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея
Судья
Керашев Тимур Нурбиевич
Дело на странице суда
koshehablsky--adg.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2022Подготовка дела (собеседование)
25.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее