Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1877/2024 (2-8741/2023;) ~ М-6595/2023 от 15.11.2023

Дело № 2-1877/2024 (2-8741/2023)

УИД 59RS0007-01-2023-008224-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2024 года                                                                                          г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре Костаревой А.А.,

с участием представителя истца Белолипецкой Л.А.,

представителя ответчика Семичевой В.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Иброгимова Ф. З. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Иброгимов Ф.З. обратился в суд с иском к ответчику ОСФР по Пермскому краю признании решения незаконными и возложении обязанности. В обосновании требований указывает, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страховой стажа и величины ИПК. Считает отказ ответчика в назначении ему пенсии незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение, поскольку ответчиком необоснованно не приняты периоды работы в Республике Таджикистан, а также не учтен период службы в армии по призыву.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований, истец просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Иброгимову Ф.З., обязать ОСФР по Пермскому краю включить в страховой стаж Иброгимова Ф.З. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать за каждый год службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учесть величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере <данные изъяты>; назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в его пользу понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала. Пояснила, что истец просит обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения с заявлением о ее назначении – с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебном заседании высказалась против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (редакция, действующая с 01.01.2019г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В 2015 - 2023 годах продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии устанавливается согласно Приложению 3 Федерального закона № 400-ФЗ.

При этом согласно ч. 2, 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ, необходимая продолжительность страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности в страховой стаж засчитываются иные периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ, в том числе, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1 статьи 12).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося установлением страховой пенсии.

В силу ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).

Согласно ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Иброгимов Ф.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (60 лет исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, на момент подачи заявления достиг возраста <данные изъяты>) обратился в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 27-28).

При обращении к ответчику приложил истец к заявлению паспорт гражданина РФ, трудовую книжку, военный билет, справки о заработной плате и уплате страховых взносов в Республике Таджикистан (л.д. 29, 30).

Срок рассмотрения заявления Иброгимова Ф.З. был приостановлен в связи с направлением запросов о его трудовой деятельности (л.д. 34 оборот – 35).

Ответчиком сделан запрос о трудовой деятельности Иброгимова Ф.З. в <адрес>, ответ на который ответчику не поступил.

Решением ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ на основании имеющихся в распоряжении документов (заявление, выписка из ИЛС, трудовая книжка, военный билет), истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа (12 лет) и требуемой величины ИПК 21,0. Страховой стаж рассчитан ответчиком продолжительностью <данные изъяты>, ИПК – <данные изъяты> (л.д. 8, 24, 25-26).

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обращался к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 46-47).

Срок рассмотрения заявления Иброгимова Ф.З. был приостановлен в порядке пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 53).

Решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК 21,0. Страховой стаж рассчитан ответчиком продолжительностью <данные изъяты>, ИПК – <данные изъяты> (л.д. 9-10, 42-43, 44-45).

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ Иброгимов Ф.З. вновь обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (л.д. 59-60).

Согласно решению ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки пенсионного дела обнаружено, что при отказе в назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию по старости пересмотрен в связи с вступлением в силу договора между Российской Федерацией и Руспубликой Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).

ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Пермскому краю вынесены решения №, об отказе в установлении пенсии (л.д. 57, 58).

В связи с обнаружением ошибки, допущенной при вынесении решения об отказе в назначении пенсии, в части неправомерно влючения в стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Пермскому краю вынесено решение об отказе в установлении пенсии в ввиду отсутствия требуемого стажа и требуемой величины ИПК (л.д. 95-96, 97).

Страховой стаж рассчитан ответчиком продолжительностью 17 лет 06 месяцев 17 дней, ИПК – 12,104 (л.д. 98-99).

Не согласившись с решением от ДД.ММ.ГГГГ , истец обратился в суд с указанными выше требованиями.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Российская Федерация и Республика Таджикистан являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из приведенных нормативных положений и судебных актов по их толкованию следует, что при применении статьи 7 Соглашения суду необходимо установить получал ли истец на территории Республики Таджикистан пенсию того же вида по сравнению с той, на которую претендует в Российской Федерации, применительно не только к наименованию пенсии, но и к условиям для ее назначения, установленные законодательством государства, производящего выплату пенсии. При отсутствии полного совпадения условий назначения пенсии оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.

Так как такого полного совпадения условий назначения пенсии судом не установлено, оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992).

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Согласно пункту 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила № 1015), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил № 1015).

Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (далее по тексту Инструкция о порядке ведения трудовых книжек) и действующей в спорный период времени (пункт 2.13.) в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.

Согласно пункту 2.2 Инструкции заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, п. 2.26).

Согласно пункту 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Данное Соглашение от 13.03.1992 денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ и прекратило свое действие с 01.01.2023.

21.10.2022 вступил в силу Договор, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в г. Душанбе 15.09.2021 (далее - Договор).

Согласно части 19 Договора, право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу.

Поскольку истец с первоначальным заявлением обратился в пенсионный орган до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на истца распространяются нормы Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что Иброгимов Ф. З. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Таджикистан (копия паспорта на л.д. 30 оборот).

Из трудовой книжки серии 0Т-I , представленной истцом (л.д. 31-32, 45), следует, что она заполнена на имя Ибрагимова Ф. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата заполнения трудовой книжки – ДД.ММ.ГГГГ.

Трудовая книжка содержит следующие записи о работе в спорные периоды:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Запись от ДД.ММ.ГГГГ выполнена на национальном языке.

При обращении к ответчику истцом представлен нотариальный перевод записи, согласно которому согласно записи :

- ДД.ММ.ГГГГ проведен на должность <данные изъяты> (приказ -срочное от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 52).

Спорные периоды работы истца в Ашстском узле почтовой связи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат принятию в стаж без дополнительного подтверждения, так записи о приеме и переводах составлены в строгом соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек после даты оформления трудовой книжки, данный период работы истца относится к периоду существования СССР и до Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Периоды работы истца в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат подтверждению дополнительными документами.

В связи с этим, судом оцениваются иные документы, представленные в качестве подтверждения работы истца.

Ответчиком не представлены запросы о трудовой деятельности истца, которые направлялись пенсионным органом в компетентные органы Республики Таджикистан, ответа на которые не последовало, в материалах пенсионного дела истца они также отсутствуют.

Между тем, до вступления в силу 21.10.2022 Договора, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, в распоряжении пенсионного органа имелись следующие документы.

Согласно архивной справке Межведомственного архива по личному составу при исполнительном органе государственной власти Аштского района Согдийской области Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе изучения архивных документов Узла связи Аштского района, имеются сведения о работе Иброгимова Ф., а именно: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были уплачены страховые взносы, подтверждена уплата страховых взносов за период с 2013 по 2016 года (л.д. 38).

Как следует из архивной справки Межведомственного архива по личному составу при исполнительном органе государственной власти <адрес> Республики Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ, в документах архивного фонда совхоза XXУ-съезда КПСС за ДД.ММ.ГГГГ, фонда узел связи за ДД.ММ.ГГГГ гг. <адрес> в книгах приказов по личному составу и в книгах лицевых счетов значится Иброгимов Ф. (так в документе) с заработной платой по месяцам, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ год: в <данные изъяты>. За период с ДД.ММ.ГГГГ начислений нет. Начисления с ДД.ММ.ГГГГ одинаковые – 50 400,00 руб. Имеются сведения о приказе по начальника Аштского Узла связи от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Иброгимова Ф.З. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, месячный оклад <данные изъяты>

Проанализировав указанные сведения о заработной плате, суд приходит к выводу о возможности включения в страховой стаж истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как за ДД.ММ.ГГГГ указано начисление заработной платы в том же размере, что ежемесячно начислялось с ДД.ММ.ГГГГ. Что касается отсутствия начислений заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, то судом учитывается, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу начисленя плата, почти в три раза превышающая заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ, из чего суд делает вывод, что в ДД.ММ.ГГГГ истец находился в отпуске.

Что касается периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то в архивной справке указано, что книги лицевого счета Узла связи за ДД.ММ.ГГГГ в Архив не поступали. (л.д. 39-40).

Данные архивные справки ответчиком первоначально приняты во внимание при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ, все спорные периоды работы включены в страховой стаж истца.

Доказательств, своевременного направления ответчиком запросов в архивные учреждения Республики Таджикистан в целях проверки сведений о работе истца, при подаче истцом первоначального заявления о назначении пенсии, в материалы дела не представлено.

Между тем, истцу не разъяснено право на обращение непосредственно к работодателю (его правопреемнику) за получением справки о заработной плате.

Однако судом учитывается тот факт, что в трудовой книжке истца имеются последующие записи

- на русском языке запись , согласно которой истец переведен на должность <данные изъяты>

- на национальном языке записи и 12, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность <данные изъяты>

Записи составлены в строгом соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек (л.д. 51-52).

Таким образом, из трудовой книжки истца следует, что он продвигался по службе с повышением по должности, что свидетельствует о его фактической работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Подтверждения уплаты страховых взносов для принятия к учету указанного периода работы не требуется. Судом также учитывается, что ответчиком в решении от ДД.ММ.ГГГГ данный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(продолжительностью 11 лет 1 день) принят в страховой стаж.

Таким образом, совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что истец работал в Аштском Узле связи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получал заработную плату.

Таким образом, в страховой стаж истца подлежат включению периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Итого общая продолжительность дополнительно включенных в страховой стаж истца периодов работы составляет ДД.ММ.ГГГГ

Истец настаивает на учете за каждый год службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 1<данные изъяты>

Истцом в материалы дела представлен военный билет и справка Военного комиссариата (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, которые подтверждают, что Иброгимов Ф.З. проходил срочную военную службу по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12, 32 оборот, 50).

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются иные периоды, в частности, период прохождения военной службы по призыву, предусмотренные пунктом 1 части 1 данной статьи.

Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

При этом за полный календарный год периода прохождения военной службы по призыву производится начисление коэффициента в размере 1,8.

В соответствии с положениями части 10 статьи 15 указанного Федерального закона нестраховые периоды, имевшие место до 01.01.2015, учитываются в порядке, предусмотренные частями 12 - 14 данной статьи, если по выбору застрахованного лица они не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31.12.2014.

Исходя из положений данной нормы, граждане при исчислении размера страховой пенсии имеют право выбрать право учета таких периодов:

-либо в порядке, действовавшем до 2015 года в соответствии с Федеральным законом 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также федеральными законами от 21.03.2005 N 18-ФЗ, 04.06.2011 N 126-ФЗ (далее - возмещение);

-либо в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 статьи 15 Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - по новому порядку).

При выборе варианта учета нестраховых периодов в размере страховой пенсии по ранее действовавшему порядку периоды прохождения военной службы по призыву, имевшие место до 2002 года, могут быть учтены в общем трудовом стаже при определении расчетного размера трудовой пенсии как по пункту 3, так и по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

В случае выбора учета нестраховых периодов в размере пенсии по новому порядку они не засчитываются при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 в общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а также не подлежат возмещению по нормам федеральных законов от 21.03.2005 № 18-ФЗ и 04.06.2011 № 126-ФЗ.

Пенсионное законодательство позволяет с учетом интересов гражданина для расчета размера пенсии включить период военной службы по призыву с 30.10.1978 по 17.11.1980 в льготном исчислении в страховой стаж для определения пенсионного капитала и валоризации, либо начислить на этот период в календарном порядке коэффициент 1,8 за каждый год службы.

Довод ответчика, что на момент принятия нового правового регулирования истец не проживал на территории Российской Федерации, на выводы суда не влияет, так как служба истца в армии имела место быть во времена существования и на территории СССР, что дает истцу право применить нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400 о нестраховых периодах.

Из представленного пенсионного органом расчета следует, что ИПК истца будет больше при начислении коэффициента <данные изъяты> на каждый календарный период военной службы по призыву.

С учетом изложенного, истцу подлежит выбор наиболее выгодного варианта исчисления периодов, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, а именно, период прохождения военной службы по призыву, подлежит учету в размере страховой пенсии с применением коэффициента 1,8 за каждый полный календарный год такого периода и составляет 3,69 баллов.

Истец просит возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (с даты первоначального обращения с заявлением).

Ответчиком в решениях отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа (12 лет) и требуемой величины ИПК 21, исчисление ответчиком которых суд признает верными.

На запрос суда представителем ответчика произведен расчет стажа и ИПК истца с учетом включенных судом периодов и заработной платы по указанным выше архивным справкам, согласно данному расчету страховой стаж Иброгимова Ф.З. существенно превышает <данные изъяты> лет по обоим варианта расчета, размер ИПК превышает величину <данные изъяты> по варианту расчета с учета периода армии в качестве нестрахового периода.

Указанная продолжительность исчисленного ответчиком страхового стажа и размера ИПК истцом и его представителем не оспаривалась.

В связи с изложенным, так как продолжительность страхового стажа и размера ИПК по варианту расчета стажа и ИПК истца с учетом армии как нестрахового периода являются достаточными для назначения пенсии, имеются основания для назначения страховой пенсии по старости.

Так как все документы, необходимые для назначения пенсии истцу, или имелись в распоряжении ответчика на момент принятия им об решения отказе в назначении пенсии, или истцу должно было быть предложено ответчиком представить дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж, подлежит удовлетворению требование истца о возложении обязанности назначить пенсию истцу с учетом первоначального обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.

Довод ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ на выводы истца не влияет, так как истцом заявления о назначении пенсии поданы до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, требования подлежат частичному удовлетворению.

Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> рублей как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 4), исковые требования удовлетворены, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ибрагимова Ф. З., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес> Таджикистан, СНИЛС к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ОГРН 1035900505200) удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю об отказе в установлении пенсии Иброгимову Ф. З..

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж Иброгимова Ф. З. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также учесть за каждый год службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере 1,8.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю назначить Иброгимову Ф. З. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Иброгимова Ф. З. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2024 года.

Судья:                                                                           О.П. Берсенёва

2-1877/2024 (2-8741/2023;) ~ М-6595/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иброгимов Фарход Зайлобидинович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.01.2024Предварительное судебное заседание
24.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.04.2024Предварительное судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее