Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-305/2024 ~ М-260/2024 от 12.07.2024

дело №2-305/2024

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2024-000420-80

Мотивированное решение

изготовлено 04 сентября 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 04 сентября 2024 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.,

при секретаре Смирновой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Огонек» Мантуровского муниципального округа Костромской области об обязании организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Огонек» Мантуровского муниципального округа Костромской области (далее по тексту МБДОУ «Огонек») об обязании организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации. В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части содержания зданий и сооружений организаций дошкольного образования детей. Установлено, что вопреки требованиям законодательства, регламентирующих безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении - МБДОУ «Огонек» не организован эксплуатационный контроль здания, тем самым существует вероятность причинения вреда жизни и здоровью воспитанникам и педагогам. По выявленным нарушениям в адрес исполняющего полномочия главы г.о.г. Мантурово внесено представление, в рамках рассмотрения которого меры по устранению нарушений не приняты. Прокурор просит суд обязать МБДОУ «Огонек» организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации, расположенного по адресу: [адрес]А в срок до 01.05.2025 года.

В судебном заседании прокурор Макарова А.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика директор МБДОУ «Огонек» Светкова А.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, направив в суд телефонограмму, согласно которой просила рассмотреть гражданское дело без ее участия, исковые требования прокурора признает.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.

Положениями статей 20 и 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования является Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон об образовании), в соответствии с ч.7 ст.28 которого образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (п.8 ч.1 ст. 41 Закона об образовании).

Согласно ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч.1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2).

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с п.3.2. вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

В силу п.6 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (п.7 ст. 55.24 ГрК РФ).

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (п.9 ст. 55.24 ГрК РФ).

В пункте 1 ст. 55.25 ГрК РФ указано, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Согласно п.5.1 "СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 153) обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.

Согласно п.4.1 "ГОСТ 31937-2024. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.04.2024 N 433-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов (п.4.2).

Оценку категорий технического состояния строительных конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, проводят на основании результатов обследования (п.4.5).

Судом установлено, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании и законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних, в деятельности МБДОУ «Огонек», расположенного по адресу: [адрес]А.

В ходе проверки выявлено, что ответчиком не организован эксплуатационный контроль здания, тем самым создаются ненадлежащие условия обучения и воспитания учащихся.

Мантуровским межрайонным прокурором 07.07.2023 года в адрес исполняющего полномочия главы г.о.г. Мантурово внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательных учреждениях (л.д.12-16), однако выполнение требований прокурора в полном объеме не обеспечено.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в нарушение действующего законодательства, МБДОУ «Огонек» не выполнило требования законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся. В материалах дела не имеется сведений о проведении обследования технического состояния здания детского сада, эксплуатационном контроле, который, установлен вышеуказанными нормативными требованиями. Само по себе выполнение учреждением проверки готовности образовательной организации к учебному году и по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики. Невыполнение указанных мероприятий создает угрозу причинения вреда, как не обследуемым объектам, так и угрозу безопасности людей, в том числе несовершеннолетних, посещающих такие объекты.

Согласно статьям 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В п.1 ст.296 ГК РФ определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Непринятие ответчиком необходимых мер по обеспечению безопасности здания объекта образования МБДОУ «Огонек» может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренном положениями ст. 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Суд находит, что признание иска ответчиком подлежит принятию судом, в соответствии со ст.ст.39,173 ГПК РФ, поскольку данное признание не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Таким образом, пояснения прокурора подтверждаются материалами дела, а также признанием иска ответчиком, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных затрат, необходимых для их выполнения, полагает достаточным и разумным срок для исполнения решения до 01.05.2025 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области (ИНН 4401011783, ОГРН 1034408615230) - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Огонек» Мантуровского муниципального округа Костромской области (ИНН 4404002681, ОГРН 1024401634080) в срок до 01.05.2025 года организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации, расположенного по адресу: [адрес]А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Громова

2-305/2024 ~ М-260/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мантуровская межрайонная прокуратура
Ответчики
МБДОУ детский сад №4 "Огонек" Мантуровского муниципального округа Костромской области
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Громова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
manturovsky--kst.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
15.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2024Судебное заседание
04.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее