Дело № 2а-3168/2024
73RS0002-01-2024-004311-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 24 июля 2024 года
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Саенко Е.Н.,
при секретаре Мурзакове М.С.,
с участием представителя административного истца Сотниковой Ю.И., административного ответчика Тургенева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Тургеневу Дмитрию Валерьевичу о прекращении права управления транспортным средством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Тургеневу Д.В. о прекращении права управления транспортным средством.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на соблюдение гражданами, страдающими наркоманией, ограничений на занятие деятельностью, связанной с источниками повышенной опасности. <данные изъяты>
<данные изъяты>
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в иске.
Административный ответчик Тургенев Д.В. в судебном заседании административные исковые требования признал.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст.2 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Статья 3 данного Федерального закона к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.23 данного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются Федеральным законом.
В силу ст.24 данного Федерального закона, граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Поскольку все граждане являются непосредственными участниками дорожного движения, как в качестве водителей транспортных средств, так и в качестве пешеходов и пассажиров, они имеют право на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В силу ст. 23.1 указанного Федерального закона, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьями 25, 26 названного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средства и основные требования по подготовке водителей транспортных средств. При этом предусмотрено, что право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки, сдачи квалификационных экзаменов, при отсутствии медицинских противопоказаний к водительской деятельности и подтверждается водительским удостоверением.
На основании положений ч. 1 ст. 28 данного Федерального закона предусмотрены следующие основания прекращения действия права на управление транспортными средствами: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Согласно «Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», утвержденному постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, лица, страдающие заболеванием наркомания и алкоголизм, не имеют право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами.
В соответствии со ст.45 Федерального закона №3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией.
На основании «Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), названы как противопоказание к управлению транспортным средством (пункт 7 раздела II данного Перечня). Согласно названному Перечню под указанные расстройства подпадают заболевания, которым по МКБ-10 присвоены коды с F10 по F16, F18, F19.
Основанием прекращения права управления транспортным средством является факт выявления у лица, имеющего право управления транспортным средством, заболевания, при наличии которого управление транспортным средством не допускается.
Целью прекращения права управления транспортным средством лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими управлению транспортными средствами, является обеспечение безопасности дорожного движения, создание условий защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Опасность для участников дорожного движения создает сам по себе факт участия в дорожном движении лиц, которые страдают заболеваниями, при которых управление транспортным средством не допускается.
<данные изъяты>
Данные обстоятельства подтверждаются Карточкой операции с водительским удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, представленной административному истцу МРЭО ГИБДД УМВД России по <адрес>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Оснований не доверять указанным сведениям у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд считает, что административный ответчик Тургенев Д.В. при управлении транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих (участников дорожного движения) и их имуществу. Наличие указанного медицинского противопоказания у ответчика исключает его право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами. Восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц возможно только путем признания недействительным водительского удостоверения и прекращения его действия. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в указанной части согласуются с положениями ст.55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст.114 КАС РФ в связи с удовлетворением административного иска прокурора, в доход местного бюджета с Тургенева Д.В. подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., в порядке ст. ст. 111, 114 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Тургенева Дмитрия Валерьевича, <данные изъяты>
Взыскать с Тургенева Дмитрия Валерьевича в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Н. Саенко
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2024