Дело № 2-1279/2022
УИД: 33RS0017-01-2022-001838-36
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 декабря 2022 года город Собинка Владимирская область
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,
при секретаре Мешковой Г.Е.,
с участием:
представителя истца помощника Собинского межрайонного прокурора Пяткина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах Елисеева Алексея Владимировича к Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница», Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов,
установил:
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Елисеева А.В. к Департаменту здравоохранения Владимирской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <...> «Собинская районная больница» об обязании принять меры к бесплатному обеспечению Елисеева А.В. лекарственными препаратами «Ривароксабан» 20 мг., «Эналаприл» 10 мг, «Амлодипин» 10 мг., «Аторвастатин» 40 мг., «Флуоксетин» 20 мг., « «Холина альфосцерат» 400 мг. на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов.
В обоснование иска указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Елисеева А.В., которой установлено, что Елисеев ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвали<...> группы, что подтверждается справкой МСЭ-2020 NN, наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинская РБ» с диагнозом «<данные изъяты>».
В соответствии с выпиской из медицинской карты стационарного больного NN от ДД.ММ.ГГГГ Елисееву А.В. рекомендован длительный прием препаратов: «<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Елисееву А.В. выписан рецепт на лекарственные препараты «<данные изъяты>
Согласно информации ООО «Медилон-Фармимекс» Елисеев А.В. фактически обеспечен лекарственными препаратами не в полном объеме. Лекарственные препараты <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ пациентом получены не были. Елисеев А.В. является федеральным льготополучателем и имеет право на бесплатное обеспечение необходимым ему по жизненным показаниям лекарственными препаратами.
В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Пяткин Д.А. иск поддержал по изложенным в нем доводам.
Представители ответчиков Департамента здравоохранения <...>, Государственного бюджетного учреждения <...> «<...> больница», представители третьих лиц - ООО «Медилон-Фармимэкс», ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <...>» извещенные судом о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
На основании части 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статья 13 данного Закона предусматривает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Елисеев А.В. является инвалидом <данные изъяты>).
Елисеев А.В. наблюдается в ГБУЗ ВО <данные изъяты>». Согласно выписки из медицинской карты Елисееву А.В. рекомендовано: «<данные изъяты>
Согласно протоколу врачебной комиссии ГБУЗ ВО «<...> больница» от ДД.ММ.ГГГГ Елисееву А.В. по жизненным показаниям «<данные изъяты>
Согласно Государственному реестру лекарственных средств лекарственный препарат <данные изъяты>
Истец обращался к ответчикам за обеспечением вышеуказанными препаратами, однако ими не обеспечен в полном объеме, доказательств иного суду не предоставлено.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Таким образом, решение врачебной комиссии является приоритетным в вопросе назначения и обеспечения пациента препаратами, необходимыми ему по медицинским показаниям (в т.ч. по жизненным).
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды, дети-инвалиды, а в набор социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (подпункты 8, 9 статьи 6.1, подпункт 1 части 1 статьи 6.2. закона N 178-ФЗ).
Постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ NN утверждено Положение о Департаменте здравоохранения <...>, в соответствии с п.п. 2.1-2.3 которого к полномочиям Департамента, в том числе относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
На основании п.п. 3.3, 3.4, 3.17, 3.15, 3.22 указанного Положения Департамент реализует федеральные программы по развитию здравоохранения, разрабатывает и реализует областные программы по развитию здравоохранения, осуществляет в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинскою оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для отдельных категорий больных, иммунобиологических и других препаратов в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке, составляет бюджетную роспись на соответствующий год, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным учреждениям, исполняет соответствующую часть областного бюджета, формирует и утверждает государственные задания для подведомственных государственных бюджетных учреждений в соответствии с предусмотренными их учредительными документами основными видами деятельности.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - бесплатное обеспечение лиц, страдающих заболеваниями за счет соответствующих бюджетных средств (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - <...>) в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - <...> относится к компетенции Департамента здравоохранения <...>, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры. Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать Департамент здравоохранения <...>, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <...> «<...> больница» принять меры к бесплатному обеспечению Елисеева ФИО8 лекарственными препаратами: <данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая вышеуказанные установленные в судебном заседании обстоятельства, в частности факты того, что лекарственные препараты необходим истцу по жизненным показаниям, с учетом характера заболевания истца, суд приходит к выводу, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья истца, в связи с чем, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда, а, следовательно, удовлетворяет заявленное требование.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Собинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Елисеева ФИО9 к Департаменту здравоохранения <...>, Государственному бюджетному учреждению <...> «<...> больница» удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения <...> (ИНН 3327101468), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <...> «<...> больница» (ИНН 3309001171) принять меры к бесплатному обеспечению Елисеева ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт <данные изъяты> NN) лекарственными препаратами: «<данные изъяты>
Решение суда в части обеспечения лекарственными препаратами обратить к немедленному исполнению.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Б. Хижняк
Дата принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Б. Хижняк