Дело № 2-1-4355/2022
64RS0042-01-2022-006662-51
Решение
Именем Российской Федерации
04 августа 2022 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Кругловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Хаметовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Масловой С.В. к Бизякину О.О. об обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка и жилого дома,
установил:
Маслова С.В. обратилась с иском к Бизякину О.О. об обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка и жилого дома.
Требования мотивированы тем, что Маслова С.В. являлась собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>: земельного участка (кадастровый №) общей площадью 549 кв. м и расположенного на указанном земельном участке одноэтажного жилого дома (кадастровый №) общей площадью 64,9 кв. м.
Согласно отчету № 163 от 12.10.2021 г. оценщика - ООО «Центр оценочных и проектных технологий «Профи», стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>. составила 3 000 000 рублей, из которых: - стоимость земельного участка (кадастровый №) общей площадью 549 кв. м - 108 000 рублей., стоимость жилого дома (кадастровый №) общей площадью 64,9 кв. м - 2 892 000 рублей.
29.10.2021 г. между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дома с использованием кредитных средств.
Расчеты между истцом и ответчиком произведены с использованием покрытого (депонированного) безотзывного аккредитива, открытого в АО «Газпромбанк в полном объеме и истцом не оспариваются.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, при продаже недвижимости (жилых домов, квартир, комнат, дач. садовых домиков, земельных участков или долей в одном из таких объектов), которая находится у лица в собственности меньше минимальных сроков владения - налогом не облагается сумма в 1 000 000 рублей. Остаток суммы от стоимости квартиры облагается налогом в 13 %
Однако, впоследствии истцу стало известно, что при указанной в договоре стоимости проданных объектов недвижимости, она должна заплатить налог с продажи, размер которого значительно превышает тот размер, на который она рассчитывала, и обратилась к ответчику с просьбой о внесении изменений в Договор, согласно которым стоимость земельного участка составит 670 000 рублей, стоимость жилого дома составит 2 330 000 рублей, на что получила согласие ответчика.
Таким образом, между истцом и ответчиком была заключена устная договоренность в части изменения стоимости вышеназванных объектов недвижимости.
Однако впоследствии ответчик от заключения дополнительного соглашения на вышеуказанных условиях необоснованно отказался.
Указанные обстоятельства существенным образом нарушают права и законные интересы истца, поскольку немотивированный отказ ответчика от добровольного заключения соглашения об изменении условий договора ставит истца в заведомо невыгодное положение, влекущее дополнительные материальные расходы.
Истец просил обязать ответчика заключить с истцом письменное дополнительное соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка и жилого дома с использованием кредитных средств от 29.10.2021 г. в части изменения стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>: земельного участка (кадастровый №) - 670 000 (шестьсот семьдесят тысяч) рублей, жилого дома (кадастровый №) - 2 330 000 (два миллиона триста тридцать тысяч) рублей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик Бизякин О.О. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать.
Истец Маслова С.В., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, не явилась, причина неявки неизвестна.
Третье лицо МРИ ФНС № 7 России по Саратовской области, извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с законом.
Третье лицо АО «Газпромбанк», извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, не явилось, причина неявки неизвестна.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В силу п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ст. 422 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 160 Гражданского кодекса РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Маслова С.В. являлась собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>: земельного участка (кадастровый №) общей площадью 549 кв. м и расположенного на указанном земельном участке одноэтажного жилого дома (кадастровый №) общей площадью 64,9 кв. м.
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ оценщика - ООО «Центр оценочных и проектных технологий «Профи», стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>. составила 3 000 000 рублей, из которых: - стоимость земельного участка (кадастровый №) общей площадью 549 кв. м - 108 000 рублей., стоимость жилого дома (кадастровый №) общей площадью 64,9 кв. м - 2 892 000 рублей.
29.10.2021 г. между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дома с использованием кредитных средств.
Расчеты между истцом и ответчиком произведены с использованием покрытого (депонированного) безотзывного аккредитива, открытого в АО «Газпромбанк в полном объеме и истцом не оспариваются.
Однако впоследствии истцу стало известно, что при указанной в договоре стоимости проданных объектов недвижимости она должна заплатить налог с продажи, размер которого значительно превышает тот размер, на который она рассчитывала, и обратилась к ответчику с просьбой о внесении изменений в Договор, согласно которым стоимость земельного участка составит 670 000 рублей, стоимость жилого дома составит 2 330 000 рублей.
В силу ч. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Судом установлено, что соглашения об изменении договору между сторонами не достигнуто.
Вместе с тем суд учитывает, что истец хочет изменить условия договора для того, что бы уйти от уплаты соответствующего налога, иных оснований для изменения цены договора не имеется.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ, к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, и доходы от реализации имущества (в том числе объектов недвижимости), принадлежащего физическому лицу, находящемуся в Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ, физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, а также представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
Срок владения объектом недвижимости определяется с даты государственной регистрации права собственности на него.
В определенных случаях, законодатель предусматривает предоставление лицу налогового вычета. Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 220 НК РФ, при продаже недвижимости (жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков или долей в одном из таких объектов), которая находится в собственности меньше минимальных сроков владения -налогом не облагается сумма в 1 000 000. Остаток суммы от стоимости квартиры будет облагаться налогом в 13%.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
По смыслу названных законоположений, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Истец не был лишен возможности приобрести объекты недвижимости по спорной цене, согласованной с ответчиком, однако своим правом при заключении сделки не воспользовался, согласился на заключение договора купли-продажи на предложенных условиях.
В связи с изложенным требования, руководствуясь ст. 10 ГК РФ, поскольку не допускаются осуществление гражданских прав в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), суд приходит к выводу, что требования истца об обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка и жилого дома удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Масловой С.В. (<данные изъяты>) к Бизякину О.О. (<данные изъяты>) об обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка и жилого дома отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда составлено 15.08.2022 г.
Судья О.В. Круглова