Дело № 2-1041/2023
УИД 18RS0003-01-2022-000875-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Михалевой И.С.
при секретаре Микрюкове Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волочковой О.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании решений незаконными, возложении обязанности включить в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, признании права и назначении страховой пенсии по старости
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с иском к ГУ – Отведение Пенсионного фонда РФ по УР(далее – ответчик, Отделение, пенсионный орган) о восстановлении пенсионных прав, с учетом уточненных исковых требований просит:
Признать Решения Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике № 105580/19 от 29.04.2019 года, № 77216/21 от 31.03.2021 года, № 34874/22 от 19.04.2022 года, № 153988/22 от 10.06.2022 года, № 34746/23 от 16.03.2023 года, №121224/23 от 29.05.2023г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Волочковой О.А. как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста, незаконными.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Удмуртской Республике включить в специальный стаж Волочковой О.А., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, следующие периоды по обращениям от 13.03.2019г., от 18.03.2021г., от 02.02.2022г., от 30.05.2022г., от 10.02.2023г.:
Работа в должности воспитателя в загородном пионерлагере «Дзержинец» с 29.06.1992г. по 20.08.1992г.
Работа в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №129» с 01.10.2007г. по 31.10.2007г.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР признать право и назначить Волочковой О.А. досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от возраста, бессрочно с момента возникновения такого права.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Удмуртской Республике в пользу Волочковой О.А. судебные расходы:
- на оплату государственной пошлины в сумме 300 (Триста) рублей,
- на оплату услуг представителя в размере 25000 (Двадцать пять тысяч) рублей.
Свои требования мотивировала следующим.
13.03.2019 г., 18.03.2021 г. Волочкова О.А. 19.11.1968 г.р. обращалась в Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (с 01.10.2021 ГУ Управление Пенсионного фонда переименовано в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике) за назначением ей досрочной страховой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» №400-ФЗ от 28.12.2013г. (далее по тексту «ФЗ № 400»).
Решением Отделения № 105580/19 от 29.04.2019 по обращению от 13.03.2019 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику составил 23 года 0 месяцев 24 дня.
Решением Отделения № 77216/21 от 31.03.2021 по обращению от 18.03.2021 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику составил 24 года 10 месяцев 13 дней.
Отказано Отделением Истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости было ввиду того, что в специальный педагогический стаж Управлением не были включены следующие периоды, согласно отказного Решения Отделения от 31.03.2021 г. (далее по тексту - «Спорные периоды»):
1. Период работы в должности воспитателя в загородном пионерлагере «Дзержинец» с 29.06.1992 по 20.08.1992 г.г. (01 мес. 22 дн.);
2. Период работы воспитателем МБДОУ «Детский сад № 129», в который по предоставленным документам отсутствуют часы: с 15.08.2005 по 28.08.2005 г.г. (14дн.);
3. Период работы воспитателем в МДОУ «Детский сад № 129»: с 01.10.2007 по 31.10.2007 г.г. (01 мес. 00 дн.).
Определением суда произведена замена ответчика ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по УР на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, Камалова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что действительно в настоящий момент все спорные периоды ответчиком включены в страховой стаж истца, однако пенсия назначена с даты последнего обращения истца -22.05.2023г.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Гарипова Н.И. исковые требования не признала, пояснила, что пенсия истцу назначена с 22.05.2023г., с даты последнего обращения. Все спорные периоды включены в стаж истца.
В судебное заседание истец Волочкова О.А. в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие истца.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
13.03.2019 г., 18.03.2021 г., 02.02.2022г., 30.05.2022г., 10.02.2023г. Волочкова О.А. 19.11.1968 г.р. обращалась к ответчику за назначением ей досрочной страховой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» №400-ФЗ от 28.12.2013г.
Решением Отделения № 105580/19 от 29.04.2019 по обращению от 13.03.2019 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику составил 23 года 0 месяцев 24 дня.
Решением Отделения № 77216/21 от 31.03.2021 по обращению от 18.03.2021 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику составил 24 года 10 месяцев 13 дней.
Решением Отделения № 34874/22 от 19.04.2022 по обращению от 02.02.2022 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику 25 лет 10 месяцев 12 дней.В решении указано, что требуемый педагогический стаж выработан на дату 20.02.2021г.
Решением Отделения № 153988/22 от 10.06.2022 по обращению от 30.05.2022 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику составил 25 лет 10 месяцев 12 дней.В решении указано, что требуемый педагогический стаж выработан на дату 20.02.2021г.
Решением Отделения № 34746/23 от 16.03.2023 по обращению от 10.02.2023 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику составил 26 лет 09 месяцев 11 дней. В решении указано, что требуемый педагогический стаж выработан на дату 20.02.2021г.
Решением Отделения № 121224/23 от 29.05.2023 по обращению от 22.05.2023 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, т.к. по мнению Отделения на момент его обращения специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как педагогическому работнику составил 26 лет 09 месяцев 11 дней. В решении указано, что требуемый педагогический стаж выработан на дату 20.02.2021г. Также в решении указано, что территориальным органом СФР проводится проверка по факту льготной работы в оздоровительном лагере «Дзержинец» с 29.06.1992г. по 20.08.1992г., поскольку период отсутствует в трудовой книжке. Также проводится проверка по уточнению достоверности сведений индивидуального лицевого счета за октябрь 2007г. По результатам проверки квалификация периодов и стаж на соответствующих видах работ будут пересмотрены.
Решением Отделения № 121224/23 от 17.07.2023 по обращению от 22.05.2023 г. истцу была назначена пенсия по старости с 22.05.2023г. бессрочно, спорные периоды работы истца были включены в страховой стаж истца.
Согласно представленной суду при рассмотрении дела справке №4/7-4395 от 12.10.2021г., выданной МВД по УР, Волочкова (Пушина) О.А. с 29.06.1992г. была принята на должность воспитателя в загородный п/л «Дзержинец» на период лестного сезона, с 20.08.1992г. уволена. В связи с окончанием 3-й лагерной смены оздоровительного лагеря «Дзержинец».
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии. В качестве условий назначения страховой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено достижение пенсионного возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), наличие страхового стажа (не менее пятнадцати лет) (статья 8) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статья 30).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч.ч. 2,3,4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»,
2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.1, 2 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами подлежащими представлению заявителем
При рассмотрении дела установлено, что спорные периоды работы истца ответчик зачел в страховой стаж, после проведения проверки по факту льготной работы в оздоровительном лагере «Дзержинец» с 29.06.1992г. по 20.08.1992г., поскольку период отсутствует в трудовой книжке, а также после уточнения достоверности сведений индивидуального лицевого счета за октябрь 2007г. По результатам проверки пенсионным органом было вынесено решение о назначении истцу пенсии по старости с 22.05.2023г. (дата последнего обращения истца).
Междусторонам имеется спор о дате назначения пенсии.
С учетом позиции, изложенной представителем истца, пенсия была назначена по последнему обращению, поскольку справка от 12.10.2021г. №4/7-4395 была представлена в пенсионный орган только с последним обращением истца, что стало основанием для уточнения представленной информации,также пенсионным органом уточнялась достоверность сведений индивидуального лицевого счета за октябрь 2007г.
С данной позицией ответчика истец не согласен, в связи с чем, представитель истца поддержала исковые требования, просила назначить пенсию с 28.05.2022г. При этом представитель истца указывала, что об архивной справке от 12.10.2021г. №4/7-4395, которая стала основанием для принятия решения о назначении пенсии истцу, ответчик знал, указанная справка была представлена в материалы настоящего гражданского дела при его рассмотрении.
Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Характер выполняемых работ и занятость в течение полного рабочего дня подтверждается в каждом конкретном случае справкой, выдаваемой организацией, в которой протекала работа, дающая право на досрочную пенсию, с указанием списка, раздела, позиции занимаемой должности, либо архивной справкой.
Согласно ч. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 555 от 24 июля 2002 г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичный порядок был установлен Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991г. N 190.
В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, овыполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Пунктом 5 Перечня установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 27.1 и 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ", в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 2 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Таким документом является справка работодателя, подтверждающая характер и условия труда.
В соответствии с п. 40 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 555 от 24 июля 2002 г., документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.
Между тем, действующее законодательство содержит нормы, устанавливающие порядок исправления представленных работодателем сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица,
Так, статья 14 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право застрахованного лица в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии сих компетенцией, либо в суд.
В соответствии с положениями ст.16 данного Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ вправе в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу.
В силу статья 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 28 Федерального закона N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Порядок корректировки работодателем сведений в лицевом счете застрахованного лица по требованию территориального органа Пенсионного фонда РФ при установлении им факта недостоверности этих сведений был определен в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н (действовала в спорный период).
Согласно пункту 40 данной Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль задостоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции от 14 декабря 2009 г. N 987н).
Из содержания вышеуказанных норм закона, определяющих порядок корректировки сведений в лицевом счете застрахованного лица, следует, что при несогласии застрахованного лица со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, исправление этих сведений производится путем предъявления соответствующих требований к органам Пенсионного фонда РФ, в том числе, путем обращения в суд с соответствующим иском.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственномупенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, с указанием перечня недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечня недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при принятии заявлений Волочковой О.А. о назначении пенсии пенсионным органом ей не разъяснялось какие именно документы она должна представить дополнительно в целях зачета спорных периодов работы в страховой стаж, соответствующее письменное извещение, содержащее такие разъяснения, истцу не вручалось и не направлялось, вследствие чего она была лишена возможности представить в пенсионный орган документы в подтверждение факта работы в спорные периоды.
Как указывалось выше, по общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При этом, следует учитывать, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2019 года при разрешении вопроса о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо учитывать дату возникновения у заявителя права на страховую пенсию по старости, а также дату истечения срока отложения права на назначение пенсии.
Принимая во внимание, что требуемый страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости заявитель может выработать до дня обращения за ней, а отлагательный срок истечет в период рассмотрения заявления Пенсионным фондом, при вынесении решения по заявлению к территориальному органу ПФР следует учитывать данные моменты и соответственно, в такой ситуации страховая пенсия по старости назначается со дня возникновения права на нее, определенного с учетом указанного стажа и отлагательного срока.
Таким образом, позиция пенсионного органа противоречит одному из базовых принципов современного пенсионного права России - принципу обеспечения надлежащих и удобных условий для реализации и защиты гражданами права на пенсионное обеспечение. Данный принцип необходим для того, чтобы граждане реализовывали свое конституционное право на пенсионное обеспечение в полном объеме, а правила пенсионного процесса ориентировались на интересы заявителей. Порядок реализации права на пенсионное обеспечение должен быть таким, чтобы правомочные лица не встречали административных преград при обращении за ним.
Обращенияистца в пенсионный орган о назначении пенсии имели место:13.03.2019г., 18.03.2021г., 02.02.2022г., 30.05.2022г., 10.02.2023г., 22.05.2023г.
Требуемый педагогический стаж истца выработан на дату 20.02.2021г. (согласно решениям пенсионного органа).
С учетом включения пенсионным органов в стаж истца спорных периодов – 2 месяца 22 дня, право на пенсию у Волочковой О.А. возникло с 28.11.2020г., а дата реализации указанного права, с учетом истечения срока отложения права на назначение пенсии, возникло 28.05.2022г. Следовательно, у ответчика возникла обязанность назначить страховую пенсию по старости, по п. 19 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Волочковой О.А. с указанной даты.
Таким образом, с учетом того, что спорные периоды работы на момент вынесения решения по делу включены в страховой стаж истца только на основании ее обращения от 22.03.2022г. по решению пенсионного органа 17.0.2023г., то по вышеизложенным мотивам решения пенсионного органа № 105580/19 от 29.04.2019 года, № 77216/21 от 31.03.2021 года, № 34874/22 от 19.04.2022 года, № 153988/22 от 10.06.2022 года, № 34746/23 от 16.03.2023 года, №121224/23 от 29.05.2023г. являются незаконными.
При этом спорные периоды работы истца подлежали включению пенсионным органом в ее страховой стаж по предыдущим обращениям от 13.03.2019г., от 18.03.2021г., от 02.02.2022г., от 30.05.2022г., от 10.02.2023г.
С учетом изложенного, исковые требования Волочковой О.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков расходов по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Из материалов дела следует, что 24 ноября 2021г. между ООО Агентство «Правовая защита» (Исполнитель) и Волочкова О.А. (Заказчик) заключен договор на оказание юридических услуг №64, согласно которому Исполнитель берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Заказчика следующие юридические действия:
-оформление искового заявления к ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ по УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав;
-участие на стороне заказчика в судебных заседаниях первой инстанции по исковому заявлению об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии (неболее 2-ух судебных заседаний);
-составление, подача заявлений, ходатайств в суд от имени Заказчика не более 3-ех заявлений ( в случае необходимости);
-получение решения суда первой инстанции по рассмотренному делу.
Согласно квитанций от 10.03.2022г., 25.03.2022г., 08.04.2022г. Волочкова О.А. оплатила по договору №64 – 25000 руб.
В суде первой инстанции интересы Волочковой О.А. представляли Камалова Л.А., действующая на основании доверенности от 24.11.2021г., выданной Камаловой З.Г., Камаловой Л.А. и ООО «Агентство «Правовая защита» и Рохин Р.К., действующий на основании доверенности от 09.01.2023г. от ООО «Агентство «Правовая защита».
Исковое заявление в интересах Волочковой О.А. подписано и подано в суд 02.02.2022 года ее представителем по доверенности Камаловой Л.А.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.п. 11, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, суд признает расходы истца на оплату юридических услуг, заявленные к взысканию с ответчика, разумными, в связи с чем, подлежащими взысканию.
Истцом представлены доказательства полученных юридических услуг, а именно участие представителей в суде (5 судебных заседаний с участием представителя Кмаловой Л.А., 1 судебное заседание с участие представителя Рохина Р.К.).
Учитывая объем оказанных представителями юридических услуг (участие в 6 судебных заседаниях, конкретные обстоятельства дела и характер спорных правоотношений, а также руководствуясь требованием разумности возмещения таких расходов, с учетом размера расходов на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги (рекомендуемые минимальные ставки вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатской палаты Удмуртской Республики, утвержденные Решением Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики от 11 июля 2019г.), суд приходит к выводу, что заявленные ответчиком судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей являются разумными и соответствуют целям реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Волочковой О.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании решений незаконными, возложении обязанности включить в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, признании права и назначении страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать Решения Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике № 105580/19 от 29.04.2019 года, № 77216/21 от 31.03.2021 года, № 34874/22 от 19.04.2022 года, № 153988/22 от 10.06.2022 года, № 34746/23 от 16.03.2023 года, №121224/23 от 29.05.2023г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Волочковой О.А. как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста, незаконными.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Удмуртской Республике включить в специальный стаж Волочковой О.А., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, следующие периоды по обращениям от 13.03.2019г., от 18.03.2021г., от 02.02.2022г., от 30.05.2022г., от 10.02.2023г.:
Работа в должности воспитателя в загородном пионерлагере «Дзержинец» с 29.06.1992г. по 20.08.1992г.
Работа в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №129» с 01.10.2007г.по 31.10.2007г.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР признатьправо и назначить Волочковой О.А. досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 летнезависимо от возраста, бессрочно с момента возникновения такого права–с 28.05.2023г.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ поУдмуртской Республике в пользу Волочковой О.А. судебные расходы:
- на оплату государственной пошлины в сумме 300 (Триста) рублей,
- на оплату услуг представителя в размере 25000 (Двадцать пять тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2023г.
Председательствующий судья Михалева И.С.