Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-357/2023 ~ М-220/2023 от 17.02.2023

Дело № 2-357(1)/2023

64RS0034-01-2023-000251-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2023 года                                                                                                      п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Дарьиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Д.Н.,

с участием представителя ответчика Комаровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к садоводческому некоммерческому товариществу «Формика» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов

установил:

департамент Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновывая требования тем, что ввиду увеличения приезжающих членов садоводческого некоммерческого товарищества «Формика» (далее - СНТ «Формика») в товарищество, на территории муниципального образования «Город Саратов» увеличивается количество несанкционированных свалок, в связи с чем в департамент, а также в администрацию муниципального образования «Город Саратов» поступают жалобы от жителей населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от данного СНТ.

На территории, находящейся в пользовании товарищества, отсутствуют места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления. При решении вопроса об организации и использования мест общего пользования члены СНТ обязаны были решить вопрос о размещении контейнерных площадок. Не представлены доказательства, подтверждающие заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов. Поскольку регулярный вывоз отходов не обеспечен, в связи с чем образуются несанкционированные свалки, которые, в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности жителей муниципального образования «Город Саратов», департамент Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» просит обязать СНТ «Формика» организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно: оборудовать на территории СНТ «Формика» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

В судебное заседание представитель истца департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика СНТ «Формика» с заседании исковые требования не признал, пояснив, что договор с региональным оператором заключен и контейнерные площадки установлены, отходы регулярно вывозятся.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», АО «Ситиматик» не явились, о причинах неявки не сообщили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Положениями ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Судом установлено, что ТСН «Магистраль-2» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Нормами ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

В силу ч.ч. 1,3 ст. 4 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества (ст. 7 Закона № 217-ФЗ).

К полномочиям правления товарищества относится, в том числе, принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ).

В соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

В подтверждение своих доводов истцом представлен акт осмотра территории от 10 февраля 2023 года, фотографии.

В соответствии с представленным ответчиком договором № 43/312/0014278, заключенный 16 апреля 2021 товариществом с АО «Управление отходами», предметом которого является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора; дополнительное соглашение и приложение к договору.

В 2022,2023 году председатель товарищества обращался в АО «Ситиматик» с заявлением пролонгировать заключенный договор, в подтверждение чего представлены копии заявлений.

Постановлением администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области № 17 от 06 апреля 2021 года внесены изменения в постановление администрации № 8 от 12 февраля 2019 года «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра», СНТ «Формика» определена контейнерная площадка по адресу: на расстоянии 4,1 км юго-восточнее с. Шевыревка напротив уч. 38А.

Данная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области.

Согласно ответу АО «Ситиматик» на запрос суда, с СНТ «Формика» заключен 16 апреля 2021 года договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку доводы департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» опровергаются представленными ответчиком допустимыми и достоверными доказательствами, свидетельствующими о заключении договора с региональным оператором и организации контейнерных площадок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к садоводческому некоммерческому товариществу «Формика» (ОГРН 1026401181982) о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства; оборудовании контейнерной площадки, заключении договора со специализированной организацией на вывоз отходов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области.

Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2023 года

Судья                                                       Т.В. Дарьина

2-357/2023 ~ М-220/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент Гагаринского административного района МО "Город Саратов"
Ответчики
СНТ "Формика"
Другие
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город саратов"
АО "Ситиматик"
Администрация МО "Город Саратов"
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Судья
Дарьина Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
saratovsky--sar.sudrf.ru
17.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Дело оформлено
27.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее