55RS0007-01-2023-007158-77
Дело № 2-5970/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щ.Н.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости,
установил:
Щ.Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование указала, что обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, решением ответчика в перерасчете истцу отказано, поскольку трудовая деятельность протекала на территории Республики Казахстан, сведения о трудовой деятельности истца не подтверждены. При подсчете страхового стажа истца не учтены периоды работы на территории Республики Казахстан: с 19.03.1990 по 16.12.1992 в Кокчетавском тресте столовых и ресторанов, с 10.01.1993 по 15.05.1999 в ПК «Золотое руно» г. Кокшетау.
С учетом уточнения, просила обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы на территории Республики Казахстан: с 19.03.1990 по 16.12.1992 в Кокчетавском тресте столовых и ресторанов, с 10.01.1993 по 15.05.1999 в ПК «Золотое руно» г. Кокшетау, обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости истца с 01.08.2022 с учетом сведений о заработной плате.
Истец Щ.Н.В., представитель истца К.Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области М.Н.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных истцом требований возражала.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Щ.Н.В. с 01.08.2022 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях).
Согласно позиции истца, при подсчете страхового стажа не учтены периоды работы на территории Республики Казахстан: с 19.03.1990 по 16.12.1992 в Кокчетавском тресте столовых и ресторанов, с 10.01.1993 по 15.05.1999 в ПК «Золотое руно» г. Кокшетау, поскольку трудовая деятельность истца протекала на территории Республики Казахстан, а сведения о трудовом стаже истца уполномоченными органами иностранного государства не подтверждены.
Указанное явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019, вступило в силу с 01.01.2021) назначение и выплата пенсии участниками соглашения, к числу которых отнесены, в том числе, РФ и Республика Казахстан, осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
В соответствии со статьей 11 Закона о страховых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно которым предлагается трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивать к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Исходя из вышеприведенных положений закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, следует, что периоды работы истца могли быть включены в страховой стаж истца при его подтверждении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Законом о страховых пенсиях.
В силу части 1 статьи 8 Закона страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Согласно статье 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 14 Закона о страховых пенсиях определено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).
Частью 4 статьи 14 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 названных Правил.
Так, согласно пункту 11 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Согласно пункту 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанных норм следует, что в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об отдельных периодах трудовой деятельности или данные сведения отсутствуют, то условием для включения в страховой стаж периода осуществления такой деятельности является уплата страховых взносов, которая подтверждается документами, выданными территориальными органами Пенсионного Фонда РФ, территориальными налоговыми органами или архивными справками.
Как установлено суд и следует из материалов дела, истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, все спорные периоды работы истца имели место до указанной даты и могут быть подтверждены данными трудовой книжки истца, а также иными письменными доказательствами.
В соответствии с пунктом 23 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, при занесении сведений о работе в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия, учреждения, организации. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех или отдел, на такую-то должность или работу» с указанием разряда. В графе 4 указывается, на основании чего внесена запись: приказ (распоряжение), его дата и номер. В таком же порядке оформляется перевод работника на другую постоянную работу в том же предприятии, учреждении или организации.
Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись - приказ (распоряжение), его дата и номер (пункт 33 Инструкции).
Записи о причинах увольнения должны производиться в трудовой книжке в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона (пункт 32 Инструкции).
В силу пункта 39 названной Инструкции при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия, учреждения, организации или печатью отдела кадров.
По данным трудовой книжки, выданной на имя Щ.Н.В. в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ истец принята в плановый отдел экономистом второй категории в Кокчетавский трест столовых и ресторанов (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена в распоряжение арендованного предприятия общественного питания ресторана «Полет» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода в АПОП ресторана «Полет» буфетчиком 3 разряда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ аттестована буфетчиком 5 разряда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в ПК «Золотое Руно» в должности бармена (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 57-65).
Из трудовой книжки истца следует, что записи о ее работе и увольнении в спорные периоды внесены в хронологическом порядке относительной иных, как более ранних, так и более поздних записей, имеют порядковые номера, соответствующие сквозной нумерации записей в трудовой книжке.
Обстоятельств, которые могут являться препятствием к принятию трудовой книжки, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (статья 39 Кодекса законом о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника, в качестве доказательства, подтверждающего спорные периоды работы истца, не установлено.
Кроме того, периоды трудовой деятельности истца подтверждаются архивными данными.
Из архивной справки КГУ «Государственный архив города Кокшетау» Управления цифровизации и архивов Акмолинской области от <данные изъяты> следует, что в документах по личному составу, находящихся на хранении в Государственном архиве г. Кокшетау, имеются следующие сведения о работе Щ.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения:
За период 1990 год в Кокчетавском тресте столовых и ресторанов:
-приказ от ДД.ММ.ГГГГ №: «Щ.Н.В. - принять на работу с ДД.ММ.ГГГГ в плановый отдел экономистом второй категории в порядке перевода с Облуправления Агропромбанка по согласованию с руководителями между руководителями предприятий;
-приказ от 08 (так в документе) октября 1990 года №: «Щ.Н.В. - экономиста (категория не указана) управления, уволить в порядке перевода с ДД.ММ.ГГГГ в арендное предприятие общественного питания ресторана «Полет»».
За период 1990-1992 гг. в Кокчетавском арендном предприятии общественного питания (АПОП) ресторана «Полет»:
-приказ от ДД.ММ.ГГГГ №: «Щ.Н.В. - принять на работу с ДД.ММ.ГГГГ буфетчиком третьего разряда в порядке перевода с управления треста столовых и ресторанов по согласованию между руководителями предприятия»;
-приказ от ДД.ММ.ГГГГ №: «Щ.Н.В. - буфетчика пятого разряда уволить по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ согласно ст. 32 КЗоТ Республики Казахстан».
В имеющихся приказах по личному составу за 1991 год сведений о присвоении разряда Щ.Н.В. не имеется.
В лицевых счетах по заработной плате Кокчетавского АПОП ресторана «Полет» за 1990-1992 гг. имеются сведения о заработной плате Щ.Н.В.
Дополнительно сообщено, что документы производственного кооператива (ПК) «Золотое руно» в Государственный архив <адрес> на хранение не передавались, в связи с чем, подтвердить стаж работы Щ.Н.В. в указанной организации за 1993-1999 годы не представляется возможным.
Вместе с тем, в материалы дела также представлена справка ПК «Золотое Руно» от 08.07.2010, из которой следует, что истец осуществляла трудовую деятельность в ПК «Золотое Руно» с 10.01.1993 по ДД.ММ.ГГГГ в должности бармена.
В материалы дела также представлена архивная справка о подтверждении стажа работы и заработной платы Щ.Н.В., выданная КГУ «Государственный архив города Кокшетау» Управления цифровизации и архивов Акмолинской области, из которой следует, что в имеющихся лицевых счетах по заработной плате значится Щ.Н.В.
Принимая во внимание изложенные выше нормативные положения, установленные по делу обстоятельства, с учетом истребованных судом и представленных в материалы дела истцом доказательств осуществления ею трудовой деятельности в спорный период на территории Республики Казахстан, с учетом сведений о заработной плате, приходит к выводу, что в страховой стаж истца подлежат включению периоды работы на территории Республики Казахстан: с 19.03.1990 по 07.10.1990, с 13.03.1992 по 16.12.1992, с 10.01.1993 по 15.05.1999.
В остальной части требования истца о включении в страховой стаж периодов работы надлежит отказать, поскольку материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что период работы с 08.10.1990 по 12.03.1992 включен в страховой стаж ответчиком в добровольном порядке.
Кроме того, истец просила обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включения в страховой стаж спорных периодов работы и с учетом сведений о ее заработной плате, ссылаясь на то, что в перерасчете размера страховой пенсии по старости истцу во внесудебном порядке отказано.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Положениями части 1 статьи 23 Закона о страховых пенсиях закреплено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 названной статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Положениями части 2 той же правовой нормы установлено, что заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного Федерального закона.
Таким образом, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые для подтверждения стажа документы.
Вместе с тем, по правилам части 7.2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, введенной в действие с 01.01.2023, в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 названного Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 названного Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.
Как следует из материалов дела, истцом сведения о заработке предоставлены, вместе с тем ответчиком во внесудебном порядке приняты к учету быть не могут ввиду отсутствия надлежащего подтверждения предоставленных сведений от уполномоченных органов и организаций Республики Казахстан.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Щ.Н.В. с момента ее назначения.
Оснований для признания оспариваемого решения ОСФР по Омской области незаконным при изложенных выше обстоятельствах не имеется, оно вынесено в рамках полномочий, предоставленных ответчику изложенными выше нормативными актами.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Щ.Н.В. удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в страховой стаж Щ.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), периоды работы на территории Республики Казахстан: с 19.03.1990 по 07.10.1990, с 13.03.1992 по 16.12.1992, с 10.01.1993 по 15.05.1999.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Щ.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), с учетом включения в страховой стаж указанных периодов, а также сведений о заработной плате, содержащихся в архивной справке от <данные изъяты>, выданной КГУ «Государственный архив города Кокшетау» Управления цифровизации и архивов Акмолинской области – с 01.08.2022.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 года.