54RS0010-01-2023-010165-40
Дело №2-1028/2024 (№2-7917/2023)
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
28 мая 2024 года город Новосибирск
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи |
Коцарь Ю.А. |
при секретаре судебного заседания |
Мингазовой К.В. |
с участием представителя процессуального истца |
Папиной А.Н. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав несовершеннолетнего Воронина М. Н. к министерству здравоохранения <адрес> о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
прокурор <адрес>, действующий в защиту прав несовершеннолетнего Воронина М. Н., обратился в суд с указанным иском и просил взыскать с ответчика убытки в пользу Ворониной О.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Воронина М.Н., по несению расходов на приобретение системы FreeStyle Libre в сумме 166130 рублей, компенсацию морального вреда в пользу несовершеннолетнего Воронина М.Н. в размере 50000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой была проведена проверка по факту непредоставления несовершеннолетнему Воронину М.Н., как лицу, страдающему заболеванием «Сахарный диабет 1 типа, стадия декомпенсации» системы флеш-мониторинга глюкозы – ФМГ FreeStyle Libre. Мониторинг уровня гликемии может осуществляться у пациентов с диагнозом «сахарный диабет первого типа» с помощью аппарата флеш – мониторирования FreeStyle Libre, который позволяет своевременно корректировать инсулинотерапию. Только по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ ребенок был обеспечен системой FreeStyle Libre, в связи с чем процессуальный истец полагает, что расходы, которая понесла мать несовершеннолетнего ребенка по приобретению системы FreeStyle Libre до обеспечения ребенка данной системой ответчиком в общей сумме 166130 рублей подлежат возмещению ответчиком. Кроме того, в виду необеспечения ответчиком несовершеннолетнего ребенка системой FreeStyle Libre несовершеннолетнему ребенку был причинен моральный вред в связи с нарушением права на обеспечение медицинскими изделиями.
Представитель процессуального истца Папина А.Н. в судебном заседании требования поддержала.
Ответчик министерство здравоохранения <адрес> в судебное заседание не направил своего представителя, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщено суду.
Материальный истец несовершеннолетний Воронин М.Н., его законный представитель (третье лицо) Воронина О.В., третьи лица государственное бюджетное учреждение здравоохранение <адрес> «Тогучинская центральная районная больница», государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Государственная Новосибирская областная больница», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили суду.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, установил следующее.
Судом установлено, что Воронин М.Н. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 14).
Из выписки ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на обследовании, в результате которого ему был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Стадия декомпенсации, с кетозом» (л.д. 18). Ребенку было рекомендовано диспансерное наблюдение у педиатра, эндокринолога, диета, инсулинотерапия, самоконтроль уровня гликемии 4-5 раз в день.
Из приемов врача – детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему Воронину М.Н., страдающему сахарным диабетом 1 типа, рекомендован помимо помповой инсулинотерапии контроль гликемии (самоконтроль) (л.д. 130-131).
Согласно выписке ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на обследовании, в результате которого ему был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Стадия декомпенсации, без кетоза. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 8%» (л.д. 19-21). Ребенку было рекомендовано диспансерное наблюдение у педиатра, эндокринолога, диета, инсулинотерапия, самоконтроль уровня гликемии 4-5 раз в день.
Согласно выписке ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на обследовании, в результате которого ему был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Стадия декомпенсации, без кетоза. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 8%» (л.д. 20). Ребенку было рекомендовано диспансерное наблюдение у педиатра, эндокринолога, диета, инсулинотерапия, самоконтроль уровня гликемии 4-5 раз в день.
Из приемов врача – детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему Воронину М.Н., страдающему сахарным диабетом 1 типа, рекомендован помимо помповой инсулинотерапии контроль гликемии (самоконтроль) (л.д. 127, 128, 129).
Согласно выписке ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на обследовании, в результате которого ему был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный. Стадия декомпенсации, без кетоза. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 7,5%» (л.д. 110-112). Ребенку было рекомендовано диспансерное наблюдение у педиатра, эндокринолога, диета, помповая инсулинотерапия, самоконтроль уровня гликемии 4-5 раз в день.
Из приемов врача – детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему Воронину М.Н., страдающему сахарным диабетом 1 типа, рекомендован помимо помповой инсулинотерапии контроль гликемии (самоконтроль) (л.д. 125, 126).
Согласно справке врача-детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на консультативном (амбулаторном) приеме у врача – детского эндокринолога ДД.ММ.ГГГГ, ребенку был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 7%», рекомендовано наблюдение педиатра, эндокринолога, помповая инсулинотерапия, контроль гликемии (л.д. 22).
Из приемов врача – детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему Воронину М.Н., страдающему сахарным диабетом 1 типа, рекомендован помимо помповой инсулинотерапии контроль гликемии (л.д. 122,123).
Согласно справке врача-детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на консультативном (амбулаторном) приеме у врача – детского эндокринолога ДД.ММ.ГГГГ, ребенку был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 7%», рекомендовано наблюдение педиатра, эндокринолога, помповая инсулинотерапия, контроль гликемии (л.д. 21).
Из приема врача – детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему Воронину М.Н., страдающему сахарным диабетом 1 типа рекомендован помимо помповой инсулинотерапии контроль гликемии по глюкометру (л.д. 121).
Согласно выписке ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на обследовании, в результате которого ему был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 7%» (л.д. 16-17). Ребенку было рекомендовано диспансерное наблюдение у педиатра, эндокринолога, диета, инсулинотерапия, контроль гликемии (самоконтроль) по глюкометру и НМГ.
Из приема врача – детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему Воронину М.Н., страдающему сахарным диабетом 1 типа, рекомендовано помимо помповой инсулинотерапии контроль гликемии (самоконтроль) (л.д. 120).
Из приема врача – детского эндокринолога ГБУЗ НСО «Новосибирская областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетнему Воронину М.Н., страдающему сахарным диабетом 1 типа, рекомендовано помимо помповой инсулинотерапии контроль гликемии по глюкометру, рекомендован непрерывный мониторинг глюкозы (л.д. 119, 147).
Из медицинской карты несовершеннолетнего Воронина М.Н., поступившей из ГБУЗ НСО «Тогучинская центральная районная больница», следует, что ребенок наблюдается по месту жительства в ГБУЗ НСО «Тогучинская центральная районная больница». Ребенку показано применение препарата Фиасп, на данный препарат выдается рецепт (л.д. 32), проведение помповой инсулинотерапии, на приобретение резервуара для инсулиновых помп также выдаются рецепты (л.д. 35,37), также ребенок обеспечивается тест-полосками Ван Тач (л.д. 47,50).
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на министерство здравоохранения <адрес> была возложена обязанность бесплатно обеспечить Воронина М.Н. за счет средств областного бюджета изделиями медицинского назначения – сканером FreeStyleLibre системы флеш-мониторинга и датчиками FreeStyleLibre системы флеш-мониторинга в количестве 27 штук в год до момента отмены лечащим врачом осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям (л.д. 133-136). Данное решение суда вступило в законную силу, данным решением суда установлено, что учитывая состояние здоровья ребенка, его диагноз, медицинские показания для применения непрерывного мониторинга глюкозы, а также с учетом того, что ответчик признал требования истца о необходимости обеспечения ребенка датчиками системы флеш-мониторинга FreeStyle Libre в количестве 27 штук в год, суд пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности обеспечить несовершеннолетнего Воронина М.Н. изделиями медицинского назначения: датчиками FreeStyle Libre системы флеш-мониторинга в количестве 27 штук в год и сканером FreeStyle Libre системы флеш-мониторинга до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям или до изменения тактики лечения – для непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови - за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. В противном случае, как указал суд, будет нарушено право несовершеннолетней Воронина М.Н. на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в части оказания бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь.
Нуждаемость Воронина М.Н. в обеспечении системой непрерывного мониторинга глюкозы была судом установлена на основании выписного эпикриза от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Воронин М.Н. находился на обследовании в ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница», в результате которого ему был поставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа». Ребенку был рекомендован контроль гликемии (самоконтроль) по глюкометру и НМГ (л.д. 18, дело №).
Данные выводы суда в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ суд учитывает в качестве преюдициальных.
В письменных пояснениях законный представитель материального истца Воронина О.В. указала, что ее сыну Воронину М.Н. был установлен диагноз «сахарный диабет 1 типа» в 2016 г. С целью контроля сахара в крови ребенок использовал глюкометр. До 2019 г. система непрерывного мониторинга уровня глюкозы не была зарегистрирована в РФ и только после ее официальной регистрации в 2019 г. она (Воронина О.В.) стала приобретать для ребенка указанную систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы. Используя систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы, ребенок в течение всего дня контролирует показания сахара в крови без каждодневного прокалывания пальца. Законный представитель материального истца полагает, что до ДД.ММ.ГГГГ министерство здравоохранения неправомерно не обеспечивало ребенка бесплатно системой НМГ (л.д. 146).
Из представленных процессуальным истцом квитанций следует, что Воронина О.В., действуя в интересах несовершеннолетнего Воронина М.Н., приобретала датчики системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre согласно квитанциям от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 13470 рублей) (л.д. 82), ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 17 960 рублей) (л.д. 63), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 17 960 рублей) (л.д. 68), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 17960 рублей) (л.д. 61), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 17 960 рублей) (л.д. 66-67), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 17960 рублей) (л.д. 60), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 17960 рублей), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 8 980 рублей) (л.д. 74-75), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 26 940 рублей) (л.д. 79), от ДД.ММ.ГГГГ (приобретение датчиков, 8 980 рублей) (л.д. 76). Общий размер понесенных Ворониной О.В. расходов на приобретение датчиков составил 166130 рублей.
Разрешая вопрос о возмещении ответчиком понесенных Ворониной О.В. расходов на приобретение датчиков системы FreeStyle Libre суд приходит к следующему.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14)).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому по заболеванию «диабет» по рецептам врачей бесплатно отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Принцип социальной защищенность граждан в случае утраты здоровья является одним из основных принципов охраны здоровья (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе. Такие медицинские изделия как датчики непрерывного мониторирования глюкозы в названный Перечень не включены.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – Программа), согласно которой установлен перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях, к числу которых относятся болезни эндокринной системы (раздел III Программы).
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел V Программы).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 656-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, которая включает в себя перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь (раздел II Программы).
В перечень препаратов, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, отнесены препараты для лечения сахарного диабета (приложение № к Программе).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 577н «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 76767) утвержден стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), согласно которому медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением включают в себя лабораторные исследования - исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Таким образом, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием «сахарный диабет» (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Из представленной суду медицинской документации на имя несовершеннолетнего Воронина М.Н. следует, что впервые ребенку было рекомендовано врачом-эндокринологом применение системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы только при его обследовании в ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии применение системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы было также рекомендовано ребенку врачом – эндокринологом ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» ДД.ММ.ГГГГ.
До этого из представленной суду медицинской документации не следует, что ребенку было показано применение по жизненным показаниям системы непрерывного мониторинга глюкозы. Более того, представленной в материалы дела медицинской документацией не подтверждается необходимость применения системы непрерывного мониторинга глюкозы именно FreeStyle Libre, которую приобретала Воронина О.В.
Доказательств наличия решения врачебной комиссии, согласно которому использование системы непрерывного мониторинга глюкозы было показано несовершеннолетнему Воронину М.Н. по жизненным показаниям, в материалы дела не представлено.
Право Воронина М.Н. на обеспечение сканером FreeStyleLibre и датчиками FreeStyleLibre системы флеш-мониторинга в количестве 27 штук в год за счет средств областного бюджета, его нуждаемость в данном медицинском изделии были установлены только решением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку расходы на приобретение системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyleLibre были понесены Ворониной О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до того, как право несовершеннолетнего ребенка на обеспечение системой непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyleLibre было установлено решением суда и до того, как применение непрерывного мониторинга глюкозы было впервые рекомендовано ребенку врачом-эндокринологом (ДД.ММ.ГГГГ), суд приходит к выводу о том, что понесенные законным представителем несовершеннолетнего ребенка расходы не подлежат возмещению ответчиком, поскольку сторона истца не доказала причинно-следственную связь между понесенными расходами на приобретение системы непрерывного мониторинга глюкозы и действиями ответчика по необеспечению несовершеннолетнего ребенка системой непрерывного мониторинга глюкозы.
Учитывая изложенное, требование процессуального истца о возмещении ответчиком понесенных законным представителем материального истца расходов на приобретение системы непрерывного мониторинга глюкозы в сумме 166130 рублей не подлежит удовлетворению.
Относительно требования о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1101 названного Кодекса, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Принимая во внимание, что право на бесплатное обеспечение несовершеннолетнего Воронина М.Н. системой непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyleLibre было признано решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, признавая за несовершеннолетним ребенком данное право, суд исходил из того, что врачом-эндокринологом еще ДД.ММ.ГГГГ ребенку было рекомендовано несовершеннолетнему ребенку применение системы непрерывного мониторинга глюкозы, до вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик несовершеннолетнего Воронина М.Н. не обеспечивал системой непрерывного мониторинга глюкозы, необходимыми медицинскими изделиями в виде системы флеш-мониторинга, что неизбежно повлекло нарушение прав ребенка на их бесплатное получение, а также нарушение его конституционного права на медицинскую помощь и охрану здоровья, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер причиненных несовершеннолетнему нравственных страданий, длительность нарушения гражданских прав, принципы разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что с ответчика за счет средств казны РФ в пользу несовершеннолетнего Воронина М.Н. подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 7 000 рублей. При этом суд учитывает длительность нарушения ответчиком права несовершеннолетнего ребенка, поскольку медицинскими изделиями в виде системы непрерывного мониторинга глюкозы ребенок не был обеспечен в течение года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как об этом указала в письменных пояснениях законный представитель ребенка – Воронина О.В.). В настоящее время несовершеннолетний Воронин М.Н. обеспечен системой непрерывного мониторинга глюкозы.
На основании изложенного, требования процессуального истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░5406635579) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░5406635579) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░