Дело № 2-5388/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 11 ноября 2020 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А., при секретаре Божко А.А.,
с участием:
- истца Драчук Татьяны Леонидовны, ее представителя Первовской Светланы Викторовны, действующий на основании заявления истца,
- Петровой Натальи Владимировны, представляющей интересы ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга по доверенности № 07-74-162/19-0-0 от 27.12.2019, выданной на срок 1 год,
- Даниловой Виктории Анатольевны, представляющей интересы ответчика СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» по доверенности № 2932-ж от 10.10.2019, выданной на срок 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Драчук Татьяны Леонидовны к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Драчук Т.Л. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга и СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга», в котором просила взыскать с ответчиков в счет возмещения ущерба, причиненного в результате залива квартиры, денежные средства в размере 59 910 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 297 руб.
Свои требования истец мотивировала тем, что в результате залива занимаемой ей на основании договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, был нанесен ущерб, выразившийся в порче ламината и обоев в прихожей, линолеума на кухне, отслоения краски на потолке в коридоре, разбухания мебели и дверей в ванную комнату и туалет, образования трещины на стекле двери туалета. Согласно акту технического обследования залив произошел в результате дефекта на стояке горячего водоснабжения, стоимость восстановительного ремонта составляет 59 910 руб., что следует из локального сметного расчета, составленного СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга». Поскольку ответчики, осуществляющие функции наймодателя по договору социального найма жилого помещения, не исполнили свою обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположена занимаемая истцом квартира, они должны нести ответственность за причиненный в результате залива квартиры ущерб.
Истец Драчук Т.Л. и ее представитель Первовская С.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Петрова Н.В. и представитель СПб ГКУ «Жилищное агентство Красноселького района Санкт-Петербурга» Данилова В.А. возражали против удовлетворения исковых требований, указав на то, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями администрации и наступлением вреда, отметив, при этом, что администрация не является стороной договора социального найма жилого помещения. В свою очередь, СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» был заключен договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, которая в данном случае и должна нести ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает истец.
Третье лицо, не заявляющая самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Управляющая организация «Жилкомсервис» в лице конкурсного управляющего Ячменевой О.С. о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу или личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии ч. 1ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение.
Наниматель вправе потребовать от наймодателя возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением им обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг (ч. 2 ст. 66 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3.13.18 и 3.12.6 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, администрация в соответствии с действующим законодательством осуществляет полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также предоставляет в установленном порядке жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма.
Согласно Уставу СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга», утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 01.10.2019, учреждение наделено полномочиями по заключению от имени Санкт-Петербурга договоров социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга (п.2.2.2 устава), по осуществлению полномочий Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме (п. 2.2.1.5.18 устава), а также по заключению договором управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга, с управляющими организациями (п. 2.2.1.5.17 устава).
Аналогичные положения содержались и в ранее действующем Уставе СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» утвержденным распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 15.08.2011.
В силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (п/п «б» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п/п «а»);
- обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (п/п «б»);
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, в том числе санитарно-технического и иного оборудования (п/п «з»).
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В силу п.41 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором социального найма № 29078 от 10.10.2016, заключенным между наймодателем СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» и нанимателем Драчук Т.Л., последней передано в бессрочное владение и пользование отдельная трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
04.12.2012 СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга», действуя в качестве собственника помещений в многоквартирном доме, заключило с ООО «ЖЖСервис» договор управления многоквартирным домом № 203, в соответствии с которым управляющая организация – ООО «ЖЖСервис» обязалось обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Согласно акту технического обследования, составленному ООО «ЖЖСервис» 31.01.2018, в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, 23.01.2018 произошла авария, выразившаяся в том, что на стояке трубопровода горячего водоснабжения из фитинга диаметром 32 мм вырвало фитинг-гайку, в результате чего произошло затопление квартиры и причинен ущерб имуществу в виде вздутия ламината в прихожей, перекоса двери в туалете с повреждением встроенного в нем стекла, отслоения обоев и краски на потолке, перекоса входной двери, вздутия линолеума.
В соответствии с локальным сметным расчетом, составленным СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга», стоимость восстановительного ремонта в квартире составляет 59 910 руб.
Принимая решение об отказе Драчук Т.Л. в удовлетворении исковых требований, суд исходит из разъяснений, изложенных в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Доказательств, свидетельствующих о том, что именно в результате действий либо бездействия администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, а также СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» произошло вырывание фитинг-гайки из стояка квартиры, что привело к заливу квартиры, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Упомянутым выше актом технического обследования от 31.01.2018 зафиксирован лишь сам факт аварии, однако причины, вследствие которых произошло вырывание фитинг-гайки из стояка горячего водоснабжения и которые могли бы свидетельствовать о ненадлежащем исполнении или неисполнении ответчиками своих обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, как данным актом, так и другими материалами дела не устанавливаются.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Драчук Татьяне Леонидовне отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 18.11.2020.