Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-635/2023 ~ М-329/2023 от 07.02.2023

***

***

***

Дело № 2-635/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2023 года                             город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Корепиной О.С.,

при секретаре Лысовой И.А.,

с участием представителя истца Мазнева Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Медведеву В.А. о возложении обязанности по прохождению медицинского осмотра у врача-нарколога,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Медведеву В.А. о возложении обязанности по прохождению медицинского осмотра у врача-нарколога. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения медицинскими организациями законодательства об исполнении обязанности по прохождению медицинских осмотров. Согласно сведениям ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» ответчик состоит под диспансерным наблюдением врача-нарколога с *** с диагнозом *** и не посещает нарколога с ***, нарушая порядок диспансерного наблюдения. Злоупотребление алкогольной продукцией является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается, в том числе, в росте преступности. Уклонение ответчика от надлежащего диспансерного наблюдения и лечения от алкоголизма препятствует достижению целей государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ, не способствует профилактике употребления алкоголя, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства. В связи с чем истец в соответствии со ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 «О прокуратуре РФ», ч.1 ст. 45 ГПК РФ просит суд обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, явиться в медицинское учреждение по месту жительства для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил, каких-либо возражений относительно заявленных требований, доказательств прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом не представил.

Представитель третьего лица ГОБУЗ «Кольская ЦРБ», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства, дело рассмотрено судом в указанном порядке в соответствии с положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставлении ему медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья граждан, установленных ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Частью 7 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента.

В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) синдром зависимости от сочетанного употребления наркотических веществ (Р 19.2) и синдром зависимости от алкоголя (Р 10.2) относятся к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ как заболевания, характеризующиеся совокупностью психических и соматических расстройств.

Поскольку в настоящее время отсутствуют специальные законы, регламентирующие оказание наркологической медицинской помощи, а также условия и порядок осуществления диспансерного наблюдения в отношении лиц, больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, с учетом характера указанных заболеваний (психические расстройства), к правоотношениям в данной сфере применяется законодательство о психиатрической помощи.

В соответствии со статьей 26 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение (часть 1).

Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона (часть 2).

Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3).

В соответствии со статьей 27 указанного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (часть 1).

Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2).

Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н (ред. от 07.06.2022), в соответствии с вышеприведенными нормами, утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 N 41495).

Пунктом 7 Приказа предусмотрено, что профилактика наркологических расстройств включает комплекс, в том числе, следующих мероприятий: выявление риска развития наркологических расстройств, включая риски пагубного потребления алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определение степени их выраженности и опасности для здоровья; оказание медицинских услуг по профилактике наркологических расстройств; участие в проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;проведение диспансерного наблюдения за лицами с наркологическими расстройствами.

Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология".

Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка

В соответствии с п. 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ 30.12.2015 № 1034н, профилактика наркологических расстройств включает в себя, в том числе проведение диспансерного наблюдения за лицами с наркологическими расстройствами.

Согласно п. 7 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 № 1034н, осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии – не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет – не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет – не реже одного раза в три месяца.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Кольского района в ходе проверки исполнения законодательства о здравоохранении в части исполнения обязанности по прохождению медицинских осмотров, установлены нарушения, выразившиеся в наличии лиц, состоящих под диспансерным наблюдением врача-нарколога ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» и не посещающих нарколога, нарушая порядок диспансерного наблюдения.

Согласно сведениям, предоставленным ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» Медведев В.А.,*** года рождения, состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом *** с ***, не посещает врача –нарколога с ***, тем самым нарушая порядок диспансерного наблюдения.

Как следует из предоставленной по запросу суда ГОБУЗ «Кольская ЦРБ» медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях Медведева В.А., копия которой приобщена к материалам дела, *** врачом –наркологом поставлен на Д-учет с диагнозом ***. *** ответчик был на приеме у врача-нарколога, жалоб не предъявлял, диагноз ***. Сведения о последующих явках на прием врача-нарколога в медкарте отсутствуют.

Таким образом, факт уклонения ответчика, состоящего на диспансерном учете врача-нарколога, от прохождения медицинского осмотра, нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Уклонение ответчика от надлежащего диспансерного наблюдения в связи с наличием зависимости от алкоголя препятствует достижению целей государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ, не способствует профилактике употребления алкоголя, создает угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемым законом интересам общества и государства.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены прокурором обосновано и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела, – один месяц, который, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, государственной пошлины за рассмотрение дела но иску неимущественного характера в размере 300 рублей, согласно требованиям ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Медведеву В.А. о возложении обязанности по прохождению медицинского осмотра у врача-нарколога – удовлетворить.

Обязать Медведева В.А., *** года рождения, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, явиться в медицинское учреждение по месту жительства для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом.

Взыскать с Медведева В.А. государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 300 (триста) рублей.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    

Судья                 ***            О.С. Корепина

***

2-635/2023 ~ М-329/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Ответчики
Медведев Виталий Анатольевич
Другие
ГОБУЗ "Кольская ЦРБ"
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Корепина Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
kola--mrm.sudrf.ru
07.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
09.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.07.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Дело оформлено
30.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее