86RS0№-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,
при секретаре Каликиной О.А.,
с участием представителя истца Дмитриева Д.И., представителя ответчика Романовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-<данные изъяты>/2019 по исковому заявлению Серовского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» о присуждении исполнения обязанности в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Серовский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» о присуждении исполнения обязанности в натуре. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, в том числе при использовании маломерных судов, в ходе которой установлено, что Октябрьский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» не обеспечен техническим средством измерения - анализатором паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотектором). Отсутствие необходимого оборудования препятствует должностным лицам Октябрьского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» выполнять возложенные на них функции, направленные на обеспечение безопасности людей на воде, а также свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности судоходства. В связи с чем, просит обязать Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» обеспечить Октябрьский инспекторский участок Федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» техническим средством измерения, предназначенным для освидетельствования лиц на состояние алкогольного опьянения, обеспечивающим запись результатов исследования на бумажном носителе, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения согласно исковому заявлению.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав на их необоснованность и незаконность.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 № 502.
В соответствии с и. 8 указанных Правил при плавании на маломерных судах запрещается, в том числе, управлять маломерным судном в состоянии опьянения.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № <данные изъяты>, одной из основных задач Государственной инспекции по маломерным судам является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Пунктами 5 и 6 вышеуказанного положения предусмотрено, что Государственная инспекция по маломерным судам организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах. Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов, и другие функции в области пользования маломерными судами.
Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право освидетельствовать в установленном порядке лиц. управляющих маломерным судном, на состояние алкогольного опьянения, направлять указанных лиц на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (подп. 4(1) п. 8 Положения).
Приказом МЧС России от 18.10.2012 №<данные изъяты> утвержден Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, п. 1.2. которого предусмотрено, что исполнение государственной функции осуществляется МЧС России через входящую в его систему Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России).
Согласно п. 1.4 Административного регламента предметом государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации является проверка соблюдения гражданами (судоводителями), а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, регламентирующих порядок пользовании маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, ледовыми переправами и наплавными мостами во внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
В силу п. 1.6 Административного регламента № 607 государственные инспекторы при осуществлении мероприятий по надзору имеют право: отстранять от управления маломерными судами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что эти лица находятся в состоянии опьянения; освидетельствовать в установленном порядке лиц, управляющих маломерным судном, на состояние алкогольного опьянения, направлять указанных лиц на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно п. 3.19 Административного регламента № 607 после отстранения лица от управления маломерным судном, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, такое лицо подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, которое осуществляется государственным инспектором в присутствии двух понятых с использованием технического средства измерения, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном носителе.
Согласно разъяснениям порядка применения Приказа МЧС России от 18.10.2012 года №<данные изъяты>, содержащимся в письме МЧС России от 14.06.2013 года №<данные изъяты>, процедура освидетельствования лиц, управляющих маломерным судном, на состояние алкогольного опьянения проводится на месте отстранения лица от управления маломерным судном, при наличии на борту патрульного судна технического средства измерения - прибора контроля трезвости, или в ближайшем подразделении ГИМС МЧС России, где такое средство измерения имеется (пункт 3.19 Административного регламента). При этом общее время, необходимое для доставки лица в подразделение ГИМС МЧС России, проведения административных процедур и оформления процессуальных документов, не должно превышать 40 минут (пункт 2.7 Административного регламента).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Октябрьский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» не обеспечен техническим средством измерения - анализатором паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотектором).
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.
На основании изложенного, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, исходя из того, что отсутствие необходимого оборудования препятствует должностным лицам Октябрьского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» выполнять возложенные на них функции, направленные на обеспечение безопасности людей на воде, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Серовского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» о присуждении исполнения обязанности в натуре, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Серовского транспортного прокурора, удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» обеспечить Октябрьский инспекторский участок Федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» техническим средством измерения, предназначенным для освидетельствования лиц на состояние алкогольного опьянения, обеспечивающим запись результатов исследования на бумажном носителе, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 15 ноября 2019 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Е.А. Солонина
копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Е.А. Солонина