Судья Рапидова И.В. адм. дело № 33а-5043/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 30 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 6 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Степанова Ю.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, администрации муниципального района Шигонский Самарской области об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления и органа исполнительной власти Самарской области, в котором, уточнив заявленные требования, просила суд восстановить срок на обращение с заявленными требованиями, признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 08.06.2018 № 371 в части исключения Степановой Ю.С. в составе семьи из 3 (трех) человек, включая мужа Степанова С.А. и несовершеннолетнюю дочь Степанову У.С., ДД.ММ.ГГГГ., из Сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по муниципальному району Шигонский Самарской области; обязать администрацию муниципального района Шигонский Самарской области включить Степанову Ю.С. в составе семьи из 3 (трех) человек в Сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по муниципальному району Шигонский Самарской области на 2019 год, указав в качестве даты постановки на учет 18.06.2003, с соблюдением очередности в списке, соответствующей данной дате постановки на учет; признать незаконным и отменить решение министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 15.03.2018 в части отказа Степановой Ю.С. в выдаче ГЖС; возложить на министерство обязанность включить Степанову Ю.С. в составе семьи из 3 (трех) человек в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2019 году в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, указав в качестве даты постановки на учет 18.06.2003, с соблюдением очередности в списке, соответствующей данной дате постановки на учет; обязать министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выдать Степановой Ю.С. государственный жилищный сертификат в 2019 году.
В обоснование заявленных требований Степанова Ю.С. указала на отсутствие правовых оснований для принятия оспариваемых решений, поскольку в установленном законом порядке она была признана нуждающейся в жилых помещениях с постановкой на соответствующий учет.
До настоящего времени Степанова Ю.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях не снята, состоит в очереди с датой постановки на учет 18.06.2003.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 6 февраля 2019 года Степановой Ю.С. восстановлен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления и органа исполнительной власти Самарской области. Административный иск Степановой Ю.С. к администрации муниципального района Шигонский Самарской области, министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Степанова Ю.С. и её представитель Ивенский А.И. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представители министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, администрации муниципального района Шигонский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (пункт 2 Постановления).
Согласно подпункту «ж» пункта 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники основного мероприятия, указанные в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (пункт 7(2) названных Правил).
В соответствии с пунктом 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации от 10.04.2001 № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев», утвержден Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья.
Пункт 3.2 указанного Приказа содержит положения об обеспечении формирования и ведения сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в соответствии с утвержденным Порядком.
В пункте 3.3 данного Приказа указано на включение в сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, с сохранением даты принятия на учет и права первоочередного получения жилья для лиц, состоявших в списках льготной очереди, и лиц, состоявших в списках общей очереди и имеющих в соответствии с жилищным законодательством право на первоочередное получение жилья.
Включение вынужденных переселенцев в сводные списки осуществляется по их письменному заявлению.
Согласно пункту 3 Порядка ведения территориальными органами министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденного указанным приказом от 10.04.2001 № 31, далее Порядок, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) независимо от времени их проживания в данной местности.
Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Пунктом 5 Порядка установлено, что решение о принятии на учет и включение вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в письменной форме доводится органом местного самоуправления до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Минфедерации России с указанием даты принятия на учет и номера очереди.
Согласно пункту 8 Порядка вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
В составе семьи вынужденного переселенца, включаемой в сводные списки, учитываются лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, и их несовершеннолетние дети.
Вынужденные переселенцы включаются в список на получение жилых помещений исходя из времени принятия их органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) – пункт 13.
В силу пункта 37 Положения органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). Вынужденные переселенцы, состоящие в едином списке и относящиеся к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки первоочередников или внеочередников.
Установлено, что решением Миграционной службы Самарской области от 22.05.1998 Степанова Ю.С. признана вынужденным переселенцем, ей выдано соответствующее удостоверение, срок действия которого не истек.
Постановлением администрации Шигонского района Самарской области от 02.12.2003 № 89, Артемова Е.К. была включена в общий список очередности граждан на улучшение жилищных условий.
В составе семьи Артемовой Е.К. также указана её дочь – Степанова Ю.С. (до заключения брака Артемова).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Степанова Ю.С. с составом семьи три человека (она, супруг и дочь) проживают и зарегистрированы в жилом доме по <адрес>, который им не принадлежит.
В соответствии с постановлением администрации сельского поселения Шигоны м.р. Шигонский Самарской области от 26.12.2014 № 125, Степанова Ю.С. на основании её заявления выведена из состава семьи своей матери Артемовой Е.К., вставшей на учет на улучшение жилищных условий 18.06.2003 (состав семьи 4 человека), с сохранением права Степановой Ю.С. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В состав её семьи включен супруг Степанов С.А., дочь Степанова У.С., и постановлено считать состав семьи Степановой Ю.С. три человека.
Решением Шигонского районного суда Самарской области от 19.10.2016, вступившим в законную силу, признано незаконным действие администрации муниципального района Шигонский Самарской области, выразившееся в исключении Степановой Ю.С. из списка граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2017 году в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. На администрацию муниципального района Шигонский Самарской области возложена обязанность в 10-дневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу включить Степанову Ю.С. в указанный список, в категорию граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Согласно справки Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 05.06.2018 № 10/124, вынужденный переселенец Степанова Ю.С. с составом семьи из 3-х человек по состоянию на 2018 год числится в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), с 18.06.2003. Субсидию, ссуду на строительство (приобретение) жилья, жилого помещения для постоянного проживания Степанова Ю.С. и члены её семьи не получали.
Администрация сельского поселения Шигоны м.р. Шигонский Самарской области является органом местного самоуправления, уполномоченным на учет и распределение жилых помещений, а также на осуществление постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и ведение учета нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
27.02.2018 Степанова Ю.С. обратилась в администрацию муниципального района Шигонский Самарской области с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Решением Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 15.03.2018 (Протокол заседания областной комиссии по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области), Степановой Ю.С. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием постановления о постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях (том 1 л.д. 64-65).
Постановлением администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 08.06.2018 № 371, семья Степановой Ю.С. в составе трех человек исключена из Сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» по муниципальному району Шигонский Самарской области, по указанным выше основаниям (том 1 л.д. 54-55).
С учетом изложенного, основанием для принятия административными ответчиками вышеуказанных решений послужило непредставление Степановой Ю.С. решения уполномоченного органа местного самоуправления о постановке её на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье).
Между тем, судом установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что в распоряжении Минсоцдемографии Самарской области имелось постановление администрации сельского поселения Шигоны м.р. Шигонский Самарской области от 26.12.2014 № 125 о постановке Степановой Ю.С. в составе семьи из трех человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, которое направлялось в Минсоцдемографии Самарской области вместе с пакетом документов для включения Степановой Ю.С. в составе семьи из трех человек в Список.
Таким образом, постановление от 26.12.2014 № 125, в котором содержится указание на сохранение права Степановой Ю.С. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи из 3-х человек, было представлено Минсоцдемографии Самарской области вместе с полным пакетом документов.
Постановление администрации сельского поселения Шигоны м.р. Шигонский Самарской области № 125 от 26.12.2014 принято в пределах её компетенции, в установленном законом порядке незаконным не признано и не отменено. При этом право Степановой Ю.С. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, возникло 18.06.2003.
Решение о снятии заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, уполномоченным органом не принималось.
Принимая во внимание, что Степановой Ю.С. был представлен полный пакет документов, в том числе решение органа местного самоуправления (постановление администрации сельского поселения Шигоны м.р. Шигонский Самарской области от 26.12.2014 № 125), в котором указано о сохранении права Степановой Ю.С. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с 18.06.2003, правовых оснований для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием постановления о постановке её на учет нуждающихся в жилых помещениях, и последующего исключения из Сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» по муниципальному району Шигонский, не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд принимая во внимание, что оспариваемые акты противоречат вышеприведенным положениям закона, нарушают права и законные интересы административного истца, правомерно удовлетворил административные исковые требования Степановой Ю.С. в полном объеме.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о нарушении прав иных лиц, стоящих в Сводном списке граждан, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку в решении суда, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают и не влекут отмену по существу правильного решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 6 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи