Судья: Фомина А.В. гр. дело № 33-7832/2024
(дело № 2-185/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Навроцкой Н.А.,
Судей Панковой М.А., Евдокименко А.А.,
при секретаре ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО9 на решение Сызранского городского суда Самарской области от 11.03.2024, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к ФИО13 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии №, выдан <адрес>) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН/ОГРН №/№) задолженность за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 30.06.2020 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35 743,15 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 272,3 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Панковой М.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье судебного участка № 82 судебного района города Сызрани Самарской области с иском к ФИО14 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размере 62 162 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 065 руб., ссылаясь на то, что ФИО21 является собственником объекта недвижимости, площадью 342,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. №95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме – 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории г.о. Самарской области: Жигулевск, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091м3 в год.
С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Должник не производил частичную оплату.
Однако до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не было исполнено, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 62 162 руб. (1 554,05 руб. (сумма в месяц) х 40 (кол-во месяцев) = 62 162 руб.
Истец обратился к мировому судье судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа. 21.06.2022 мировым судьей судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ №2-2276/2022 о взыскании с ФИО15 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62 162 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 032 руб.
29.06.2022 на основании поступивших от должника возражений судебный приказ №2-2276/2022 от 21.06.2022 определением мирового судьи судебного участка №82 судебного района г. Сызрани Самарской области был отменен. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.
Определением мирового судьи судебного участка №82 судебного района города Сызрани Самарской области от 08.09.2023 гражданское дело №2-1683/2023 по иску ООО «Экостройресурс» о взыскании с ФИО11 задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО передано по подсудности в Сызранский городской суд Самарской области.
По делу принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с решением суда, ФИО16 принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, так как в спорный период, дом не являлся жилым, находился в процессе строительства, следовательно, в нем не могли образовываться твердые коммунальные отходы.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 113, частями 3, 5 статьи 167, статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, их обоснованность, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ГК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу 4.11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Правовые отношения в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также другими законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, к твердым коммунальным отходам относят отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Статьей 24.7 п.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.
Статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Согласно выписки из ЕГРН от 29.04.2022 № 99/2022/464653743, собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО22
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».Согласно пунктам 8(4) – 8(17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договора на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем, заключение договора в письменной форме не требуется.
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ, оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг потребителю.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228 утверждена схема обращения с отходами Самарской области, в соответствии с которой по ул. Новостроящейся в г. Сызрань применяется централизованная система сбора ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 № 781, утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2020-2022 г.г. для населения в сумме 598,16 руб./куб.м. (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: в том числе и г. Сызрань на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 куб.м. в год.
С учетом указанного постановления и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» истцом рассчитан ежемесячный платеж в размере 1 554,05 руб., а также рассчитан размер задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62 162 руб.
Вынесенный мировым судьей судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области судебный приказ от 21.06.2022 о взыскании с ФИО17 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 62 162 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 032 руб., был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения определением мирового судьи судебного участка № 82 судебного района г. Сызрани Самарской области от 29.06.2022. До настоящего времени указанная задолженность ответчиком не погашена.
В ходе судебного разбирательства ответчиком ФИО18 заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 по смыслу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (ст. 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам ст. 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
С учетом того, что к мировому судье истец обратился 15.06.2022, судебный приказ вынесен 21.06.2022, при этом срок исковой давности приостанавливается и начинает продолжать после отмены судебного приказа, т.е. 29.06.2022, с исковым заявлением истец обратился 05.07.2023, то срок исковой давности, с учетом его приостановления на 8 дней, следует исчислять с 27.06.2020, таким образом, срок по требованиям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пропущен, в связи с чем, в удовлетворении требований в данной части суд первой инстанции правомерно отказал.
В данной части решение суда не оспаривается.
Вместе с тем, поскольку не погашена задолженность за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 30.06.2020 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35 743,15 руб., суд первой инстанции удовлетворил в этой части требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у ФИО19 не имеется задолженности, поскольку в доме не могли образовываться твердые коммунальные отходы, так как дом был не жилым, истец проживала с ребенком в ином жилом помещении, не обоснованны, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о постановке с 20.11.2014 на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства с назначением: жилой дом, по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.Зеленая, д.19. Право собственности зарегистрировано на имя ФИО20 Оснований для освобождения от уплаты за вывоз ТКО не имеется. Факт не проживания истца в указанном жилом доме, не освобождает его от обязанности нести расходы по оплате услуг по вывозу ТКО.
Имеющиеся в материалах дела фотоматериалы объекта незавершенного строительства не являются достоверным доказательством не предоставления услуги по вывозу ТКО, поскольку из них не усматривается, что истец фактически не оказывал данные услуги.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Нарушения норм процессуального и материального права судом первой инстанции допущены не были.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 11.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО12 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: