К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием истицы ФИО1, представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Бюро № медико-социальной экспертизы в <адрес> об оспаривании отказа в установлении инвалидности,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО1, обратилась в Майкопский городской суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Бюро № медико-социальной экспертизы в <адрес> об оспаривании отказа в установлении инвалидности.
В обосновании своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро № МСЭ в городе Майкопе ей выдали справку о том, что Бюро № МСЭ в городе Майкопе рассмотрел предоставленные ею документы, провел заочную медико - социальную экспертизу и сообщил, что по результатам ее проведения принято решение об отказе в установлении инвалидности. В результате нарушения обмена веществ у нее возникли заболевания (остеохондроз, спондилез, спонидолоартроз, двусторонний коксоартроз, протрузии и грыжи межпозвоночных дисков) от которых ДД.ММ.ГГГГ ей была проведена операция по удалению грыжи межпозвонкового диска в поясничном отделе позвоночника. Кроме того, болезнь затронула тазобедренные суставы, отчего у нее немеют левые нога и рука. Также указала, что она не может длительное время стоять, ходить и лежать спать, заниматься любым видом работы физически. После операции ей установили 3 нетрудоспособную группу инвалидности, она получала пенсию, значительную часть которой тратила на обезболивающие лекарства. ДД.ММ.ГГГГ истек срок установления группы инвалидности. После проведения медико - социальной экспертизы (МСЭ) ей сообщили, что в установлении инвалидности ей отказано. С данным заключением по поводу она не согласна.
На основании изложенного, просила суд признать решение Бюро № (смешанного профиля» - филиал ФКУ «Главного бюро медико - социальной экспертизы по <адрес> (Адыгея) Минтруда России об отсутствии у нее инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным. Признать наличие у нее права на установление инвалидности.
Истица ФИО1, в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, просила удовлетворить их в полном объеме. После ознакомления с выводами судебной экспертизы пояснила, что не согласна с ними.
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности ФИО3, в судебном заседании пояснила, что выявленные у ФИО1 заболевания не являются основанием для назначения инвалидности на основании чего просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении иска ФИО1 надлежит отказать по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ) инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребёнок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ даёт понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 588 "О признании лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Аналогичные положения содержат и Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений).
Как установлено судом, видно из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № (смешанного профиля), проведено освидетельствование ФИО1 и в соответствии с актом медико-социальной экспертизы гражданина №.2.1/2019 принято решение об установлении ФИО1 третьей группы инвалидности.
ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № (смешанного профиля) рассмотрев представленные документы, проведя заочную медико-социальную экспертизу, пришло к выводу об отсутствии у ФИО1 какой-либо группы инвалидности, что подтверждается актом №.2.1/2023 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Согласно пунктам 55 - 58 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок со дня его получения в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержат и Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, определение степени нуждаемости и установление группы инвалидности является исключительной компетенцией бюро медико-социальной экспертизы, и оспариваться данное решение может по процедуре ее проведения и проверке обоснованности выводов бюро медико-социальной экспертизы путем проведения другой экспертизы. Суд же правом установления группы инвалидности, определения степени утраты трудоспособности не обладает.
В целях проверки доводов истицы ФИО1 относительно необоснованности выводов экспертных составов ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № (смешанного профиля), судом назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза в отношении ФИО1
Согласно выводам заключения судебной медико-социальной экспертизы, проведенной специалистами ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам изучения представленных медицинских и медико-экспертных документов, исходя из комплексной оценки состояния здоровья на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных, у ФИО1 выявлено нарушение здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма вследствие заболевания, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, требующих мер социальной защиты, включая реабилитацию, что в соответствии с Правилами №, с применением Классификаций и критериев №н (п. 13.3.1.1 Приложения № к Классификациям и критериям), не является основанием для установления инвалидности.
Данное заключение медико-социальной экспертизы принимается судом в качестве доказательства по делу, поскольку проведена компетентным экспертным составом, имеющим соответствующую квалификацию, проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ.
При таких обстоятельствах, с учетом проведенной по делу судебной экспертизы, учитывая, что каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования судом не установлено, а истицей ФИО1 таких доводов не приведено, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Наличие у истицы ФИО1 ряда заболеваний не является безусловным основанием для установления второй группы инвалидности, поскольку состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных критериев и правил. Совокупности условий для определения инвалидности, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, не установлено. При этом порядок проведения освидетельствования полностью соблюден, нарушений не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 01RS0№-58
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.