Дело №2-4755/2023 УИД 53RS0022-01-2023-004183-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Калмыковой Е.А., при секретаре Марковой Ю.А., с участием представителя истца – заместителя Новгородского межрайонного природоохранного прокурора Васильева Д.В., представителя ответчика СНТ «Зеленая зона» Ящихина Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к садоводческому некоммерческому товариществу «Зеленая зона» об обязании согласования места накопления твердых коммунальных отходов, оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, а также заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Зеленая зона» (далее – СНТ «Зеленая зона», Ответчик), заявив требования: об обязании Ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с администрацией Панковского городского поселения создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра; обязании Ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Зеленая зона» в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3; обязании Ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором ООО «Экосити» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование иска указано о том, что Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Новгородского района. Согласно информации ООО «Экосити» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами СНТ «Зеленая зона» с региональным оператором не заключен. Распоряжением главы Панковского городского поселения № 01-рг от 09 января 2019 года утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Панковского городского поселения. СНТ «Зеленая зона» в данном реестре не указано. В нарушение п. 5.11 СНиП 30-02-97 на территории СТН «Зеленая зона» не оборудована контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов. Ненадлежащее обращение СНТ «Зеленая зона» с твердыми коммунальными отходами приводит к образованию несанкционированных свалок на территории массива и прилегающей территории, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
Представитель истца - заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора Васильев Д.В. исковое заявление поддержал по изложенным мотивам. Пояснил, что совместно с ООО «Экосити» было произведено обследование прилегающей территории к СНТ «Зеленая зона», установлено наличие технической возможности для установки контейнерной площадки с последующим вывозом с нее твердых коммунальных отходов.
Представитель ответчика СНТ «Зеленая зона» Ящихин Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признал. Не оспаривая того обстоятельства, что необходимость обустройства контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов обусловлена требованиями законодательства, указал о том, что на территории СНТ «Зеленая зона» отсутствует участок, позволяющий обустроить такую площадку с учетом необходимости обеспечения подъезда к ней и разворота специальной техники ООО «Экосити», представил соответствующее письмо ООО «Экосити».
Представители третьих лиц ООО «Экосити», Администрации Панковского городского поселения в судебное заседание не явились, о его времени и месте надлежащим образом извещены, заявлений, ходатайств не представили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно подп. 5, 6 п. 7 ст. 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно п. 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 года № 18-51 на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Судом установлено, что СНТ «Зеленая зона» зарегистрировано в качестве юридического лица, 09 ноября 2009 года внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № адрес места нахождения: <адрес>, председателем правления является Ящихин Ю.Н.
На территории СНТ «Зеленая зона» отсутствует площадка для сбора твердых коммунальных отходов, оборудованная в соответствии с требованиями законодательства, что создает угрозу нарушения экологической безопасности жителей района.
Распоряжением главы Панковского городского поселения № 01-рг от 09 января 2019 года утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Панковского городского поселения. Распоряжением администрации Панковского городского поселения от 30 августа 2021 года № 206-рг в указанный реестр внесены изменения, он изложен в новой редакции согласно Приложению № 1.
СНТ «Зеленая зона» в приложении к указанному распоряжению не поименовано.
Доказательств согласования ответчиком с администрацией Панковского городского поселения мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов суду не представлено.
Согласно ответу на запрос суда Администрации Панковского городского поселения СНТ «Зеленая зона» по вопросу согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не обращалось.
Разделом 12 Территориальной схемы обращения с отходами Новгородской области, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области от 27 декабря 2021 года № 13 определено, что региональным оператором в зоне деятельности № 4 (<адрес>) является ООО «Экосити».
Согласно представленному в материалы дела ответу на запрос ООО «Экосити» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами СНТ «Зеленая зона» с региональным оператором не заключен.
Исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о ненадлежащем обращении ответчиком СНТ «Зеленая зона» с твердыми коммунальными отходами, поскольку в нарушение требований действующего законодательства Ответчиком не заключен с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что может привести к образованию несанкционированных свалок на территории массива, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболеванию населения.
Довод представителя ответчика об отсутствии технической возможности обустройства контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Зеленая зона» суд отклоняет как несостоятельный поскольку в материалы дела представлен ответ ООО «Экосити» (Исх. № 20409 от 26 сентября 2023 года) в адрес Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которого следует, что 26 сентября 2023 года совместно с представителем Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры проведено обследование прилегающей территории к СНТ «Зеленая зона». В ходе обследования установлено, что на земельном участке с координатами – <адрес> (<адрес>) имеется техническая возможность для установки контейнерной площадки с последующим выводом с нее твердых коммунальных отходов.
Оценивая наличие в материалах дела писем ООО «Экосити» различного содержания, в том числе, ответ на запрос суда относительно технической возможности обустройства контейнерной площадки, суд руководствуется приведенным ответом в адрес Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры, поскольку содержащийся в нем вывод сделан путем последнего обследования прилегающей территории к СНТ «Зеленая зона». Кроме того, отсутствие подъездных путей и разворотных площадок для техники ООО «Экосити» само по себе не является основанием для вывода об отсутствии технической возможности оборудования контейнерной площадки на территории СНТ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание объем работ, необходимых для подготовки и проведения соответствующих мероприятий на указанные цели, предложенный прокурором срок для исполнения решения суда суд признает разумным и достаточным, отвечающим принципу исполнимости судебного акта, определенным с учетом социальной значимости заявленных прокурором требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, на основании ст. 103, ст. 201 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования межрайонного природоохранного прокурора к садоводческому некоммерческому товариществу «Зеленая зона» (ОГРН №) удовлетворить.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Зеленая зона» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с администрацией Панковского городского поселения создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Зеленая зона» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленая зона» в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Зеленая зона» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором ООО «Экосити» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленая зона» (ОГРН №) в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд, прокурором принесено представление в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий Подпись Е.А. Калмыкова
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2023 года