Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1062/2023 ~ М-622/2023 от 26.05.2023

УИД 52RS0045-01-2023-000821-77

Дело № 2-1062/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2023 года г. Саров

Саровский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ковалева Э.В., при секретаре Сазановой Т.Д., с участием помощника прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области Королева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Сарова Нижегородской области об обязании снести аварийный дом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Сарова Нижегородской области об обязании снести аварийный дом. Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Саров Нижегородской области проведена проверка Администрации г. Сарова Нижегородской области, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о жилищных правах граждан. Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации г. Сарова Нижегородской области от **** многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок сноса вышеуказанного многоквартирного дома – до ****. В настоящее время многоквартирный дом, расположенный по адресу ..., находится в муниципальной собственности. Таким образом, указанный аварийный дом подлежит сносу, однако до настоящего времени этот объект не снесен. На Администрацию г. Сарова Нижегородской области возложена обязанность осуществить снос расселенного аварийного дома, расположенного по адресу ..., в отношении которого принято постановление администрации г. Сарова Нижегородской области о признании вышеуказанного объекта недвижимости аварийным и подлежащим сносу. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик населенного пункта, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неликвидированные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе лицами с террористическими намерениями, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей по сносу аварийных многоквартирных домов создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Бездействие ответчика по сносу аварийных домов при наличии опасности их обрушения - создает угрозу жизни и здоровью граждан, опасность причинения вреда. **** прокуратурой ЗАТО г. Саров в адрес главы города Сарова Нижегородской области было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, вместе с тем доводы представления фактически были оставлены без удовлетворения, аварийный дом, расположенный по адресу ..., не снесен.

Прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области просил суд обязать Администрацию г. Саров Нижегородской области (ОГРН 1025202199109) осуществить мероприятия по сносу аварийного дома, расположенного по адресу ...; признать бездействие Администрации г. Саров Нижегородской области по несвоевременному сносу аварийного дома, расположенного по адресу ..., незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО города Саров Нижегородской области Королев А.А. исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Чумакова М.В. в судебном заседании не присутствовала. Как следует из отзыва на исковое заявление, в соответствии с постановлением Администрации г. Сарова Нижегородской области от **** «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим спросу» многоквартирный дом по адресу ... признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до ****. В указанном многоквартирном доме находилось два муниципальных жилых помещения: жилое помещение по адресу: ..., в котором никто не проживал и не зарегистрирован; жилое помещение по адресу: ..., в котором проживала семья из трех человек. В соответствии с протоколом от **** комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Сарова Нижегородской области, утвержденным постановлением Администрации города Сарова Нижегородской области от **** , на основании постановления Администрации города Сарова Нижегородской области от **** семье по договору социального найма предоставлена трёхкомнатная квартира общей площадью 62,5 кв.м, по адресу .... На основании постановления Администрации г. Сарова Нижегородской области от **** «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим спросу» были проведены следующие мероприятия: в соответствии с муниципальным контрактом от **** на выполнение работ о разработке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства по объекту «Демонтаж здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...», разработана проектная документация организации работ по сносу и **** передана в МКУ «УКС». Между МКУ «УКС» и МУ «ДЭП» заключен муниципальный контракт от **** на выполнение подрядных работ по благоустройству территории с демонтажем жилого дома, расположенного по адресу: .... Работы по демонтажу жилого дома, расположенного по адресу: ..., выполнены. **** МКУ «УКС» направило в адрес Администрации города Сарова Нижегородской области уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: .... В связи с выполнением мероприятий по сносу аварийного дома, расположенного по адресу ..., представитель ответчика просила отказать в удовлетворении искового заявления.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований.

При этом в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» целями деятельности прокуратуры являются, в том числе, обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор, осуществляющий проверку соблюдения требований законодательства, а также предъявляя в суд заявление в интересах субъекта Российской Федерации об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона и в интересах государства.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Прокуратурой ЗАТО г. Саров Нижегородской области проведена проверка администрации г. Сарова, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о жилищных правах граждан.

В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу п.6 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

На основании положений п.8, 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение №47).

На основании положений абз.7 п.7 Положения №47 решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Судом установлено, что постановлением Администрации г. Сарова Нижегородской области от **** многоквартирный дом, расположенный по адресу ..., признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок сноса вышеуказанного многоквартирного дома - до ****.

В настоящее время многоквартирный дом, расположенный по адресу ..., находился в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Частью 3 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии п.п.7 п.1 ст. 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

На основании положений п.4 ст. 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

Согласно п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется. В случае, если указанные объекты недвижимости были изъяты в собственность Российской Федерации, внесение сведений о них в реестр федерального имущества не осуществляется. В случае, если ранее права на указанные объекты недвижимости не были зарегистрированы, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется.

Таким образом, на Администрацию г. Сарова Нижегородской области возложена обязанность осуществить снос расселенного аварийного дома, расположенного по адресу ..., в отношении которого принято постановление администрации г. Сарова Нижегородской области о признании вышеуказанного объекта недвижимости аварийным и подлежащим сносу.

Согласно пунктам 7 и 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального № 35-ФЗ определено, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также физические и юридические лица осуществляют деятельность по противодействию терроризму, в том числе путем минимизации последствий проявления терроризма.

В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, среди прочего участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик населенного пункта, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неликвидированные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе лицами с террористическими намерениями, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей по сносу аварийных многоквартирных домов создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Бездействие ответчика по сносу аварийных домов при наличии опасности их обрушения - создает угрозу жизни и здоровью граждан, опасность причинения вреда.

**** прокуратурой ЗАТО г. Саров в адрес главы города Сарова Нижегородской области было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, вместе с тем доводы представления фактически были оставлены без удовлетворения, аварийный дом, расположенный по адресу ..., не снесен.

В соответствии с муниципальным контрактом от **** на выполнение работ о разработке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства по объекту «Демонтаж здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...», разработана проектная документация организации работ по сносу и **** передана в МКУ «УКС».

Между МКУ «УКС» и МУ «ДЭП» заключен муниципальный контракт от **** на выполнение подрядных работ по благоустройству территории с демонтажем жилого дома, расположенного по адресу: ....

Работы по демонтажу жилого дома, расположенного по адресу: ..., выполнены. **** МКУ «УКС» направило в адрес Администрации города Сарова уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: ....

Таким образом, поскольку ответчиком Администрацией города Сарова Нижегородской области требования о сносе аварийного многоквартирного дома надлежащим образом и своевременно выполнены не были, действия ответчика по несвоевременному сносу аварийного многоквартирного дома подлежат признанию незаконными.

В тоже время, поскольку исковые требования об обязании снести аварийный многоквартирный дом исполнены ответчиком добровольно, оснований для их удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1025202199109) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ****.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-1062/2023 ~ М-622/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура ЗАТО Саров Нижегородской области
Ответчики
Администрация гор. Саров Нижегородской области
Суд
Саровский городской суд Нижегородской области
Судья
Ковалев Э.В.
Дело на сайте суда
sarovsky--nnov.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Подготовка дела (собеседование)
21.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее