Гр.дело №
УИД: 05RS0№-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 25 мая 2021 г.
Избербашский городской суд <адрес> в составе
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.
с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> Саидовой Х.М.,
представителя ответчиков - ООО «Избербашский универсальный рынок» и «Дагпотребсоюз» Оганесян А.Х.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора <адрес> Саидовой Х.М. к ООО «Избербашский универсальный рынок» и Дагестанскому союзу потребительских обществ «Дагпотребсоюз» об обязании разработать и утвердить паспорт безопасности и устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности,
установил:
и.о. заместителя прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Избербашский универсальный рынок» и Дагестанскому союзу потребительских обществ «Дагпотребсоюз» об обязании разработать и утвердить паспорт безопасности и устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности Общества с ограниченной ответственностью «Избербашский универсальный рынок» Дагпотребсоюза (далее - ООО «Избербашский универсальный рынок»), расположенного по адресу: РД, <адрес>.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки с привлечением специалиста МОВО по <адрес> выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ) рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 271-ФЗ).
Установлено, что ООО «Избербашский универсальный рынок» учрежден на основании постановления Дагпотребсоюза от ДД.ММ.ГГГГ № и в соответствии с требованиями указанного законодательства.
Согласно пп. 2.1 п. 2. устава ООО «Избербашский универсальный рынок» единственным участником Общества является «Дагпотребсоюз».
Согласно пп. 9.1 п. 9 органом управления ООО «Избербашский универсальный рынок» является директор, назначаемый Советом Дагпотребсоюза.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «0 противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
При этом, исходя из положений части 6 статьи 3 Федерального закона № ФЗ о противодействии терроризму ООО «Избербашский универсальный рынок» I является местом массового пребывания людей.
В соответствии с указанным законом в целях противодействия терроризму и экстремизму должны приниматься эффективные меры, направленные на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизации и ликвидации последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма, к числу которых относятся меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов.
В силу п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 271-ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, управляющей рынком компанией организуется охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке; разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, паспорт безопасности составляется по согласованию с соответствующими органами внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка, утверждается управляющей рынком компанией.
В силу п. 9 Требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений в разделе паспорта «Организация охраны и участие в под держании общественного порядка на рынке» должны быть приведены данные о наличии на рынке системы охраны (наименование организаций, осуществляющих охрану рынка, наличие договоров на оказание охранных услуг, численность работников охраны, режим их работы, места расположения постов охраны на планах территории рынка, в расположенных на территории рынка отдельно стоящих зданиях, на стоянках автотранспорта, схемы и маршруты движения охраны на территории рынка и внутри зданий, место расположения центрального пункта охраны рынка на плане и его оснащенность, порядок взаимодействия службы охраны рынка с органами внутренних дел и пожарной охраной); организации и средствах связи, инженерно-технических и иных средствах охраны и защиты (конструкцию и параметры инженерных ограждений территорий, охранно-пожарную сигнализацию, средства связи и оповещения, системы видеонаблюдения, стационарные и ручные металлодетекторы, интроскопы, средства локализации взрыва, системы для принудительной остановки автотранспорта, газоанализаторы, кнопки тревожной сигнализации и другие технические средства охраны и защиты с указанием наименования оборудования, их количества, изготовителя, года изготовления, срока эксплуатации (лет) и схемы их размещения на территории рынка, на поэтажных планах зданий и сооружений, на стоянках автотранспорта, инженерных ограждениях).
Между тем, проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства ООО «Избербашский универсальный рынок» не утвержден паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности.
Кроме того, из информации начальника МОВО по <адрес> следует, что имеющийся у ООО «Избербашский универсальный рынок» паспорт безопасности не соответствует требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства Российской Федерации к паспортам безопасности розничных рынков.
Также в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
В ходе проведенной проверки в Обществе выявлены нарушения требований Федерального закона № - ФЗ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила) и «НПБ 103-95. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования» утвержденные ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - НБП 103-95), а именно:
на объекте защиты в помещениях руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 Правил);
на объекте защиты с массовым пребыванием людей имеющиеся планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют ГОСТу (п. 7 Постановления №);
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил размещение на соответствующих территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнём запрещено» (п. 14 Постановления №);
отсутствуют места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками «Место для курения» (п. 14 Постановления №);
- руководитель организации не обеспечил проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже 1 раза в год (п. 21 Постановления 390);
на объекте защиты допущена эксплуатация электроламп (светильников), со снятыми колпаками (рассеивателями) в проходе на вещевом рынке предусмотренными конструкцией светильника (п/п «в» п. 42 Постановления 390);
руководитель организации не организовал, своевременную проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (не заключен договор на проверку внутреннего противопожарного водопровода специализированной организацией) (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ);
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (не проводится проверка работоспособности средств пожарной сигнализации с
составлением акта проверки), (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово- предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (п. 63 Правил противопожарного режима в РФ);
допускается сужение ширины эвакуационных выходов и проходов между торговыми прилавками и киосками менее 2,0 метров (п.164 НПБ 103-95);
допускается вынос продукции и реализация с торговых павильонов и киосков на проезжую и прохожую часть между группами, рядами и на противопожарных разрывах (п. 1.2 НПБ 103-95);
- не все торговые киоски оборудованы автоматической пожарной
Сигнализацией с выводом звукового сигнала на фасад сооружения (п. 1.6 НПБ 103-95);
не все торговые киоски (павильоны) обеспечены первичными средствами пожаротушения (п. 1.7 НПБ 103-95);
на отведенной территории допускается установка киосков, а также одноэтажных павильонов площадью 20 кв. м и менее группами. В одной группе размещаются более 10 сооружений I, II, III, Ша степеней огнестойкости или 6 – III б, IV, IV a, V степеней огнестойкости (п. 2.2 НПБ 103-95);
не соблюдается расстояние между группами, указанными в п. 2.2 настоящих норм, а также между павильонами и киосками, предназначенными для продажи горючих жидкостей и газов (независимо от их площади) (п. 2.3 НПБ 103-95).
Таким образом, осуществление деятельности ООО «Избербашский универсальный рынок» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать незаконным бездействие ООО «Избербашский универсальный рынок» и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз», выразившееся в необеспечении соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности на территории Избербашского универсального рынка; обязать ООО «Избербашский универсальный рынок» в лице директора ФИО3 и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз» в лице председателя ФИО4 разработать и утвердить в установленном порядке паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности; обязать ООО «Избербашский универсальный рынок» в лице директора ФИО3 и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз» в лице председателя ФИО4 устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, указанные в акте проверки ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ.
Из изменений искового заявления, поданного заместителем прокурора <адрес> Акимова Ф.З. усматривается, что в ходе дополнительной проверки установлено, что у ООО «Избербашский универсальный рынок» имеется паспорт безопасности, утвержденный председателем правления «Дагпотребсоюз» ДД.ММ.ГГГГ и согласованный с ОМВД России по <адрес> и ОНД и ПР № УНД ГУ МЧС России по РД. В связи с чем просит исключить из искового заявления требования об обязании разработать и утвердить паспорт безопасности.
Из дополнений исковых требований усматривается, что согласно справки дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения законодательства пожарной безопасности:
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (средств пожарной сигнализации) (п. 54 Правил);
ширина прохода между торговыми рядами ведущего к эвакуационным выходам менее 2 м (Правила №);
допускается установка пожарных извещателей близи от электропроводов и осветительных приборов менее 0,5м; (СП 484.1311500.2020);
размещение приборов, функциональных модулей не установлены в местах, позволяющих осуществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание (СП 484.1311500.2020).
Просят обязать «Избербашский универсальный рынок» в лице директора ФИО3 устранить в полном объеме выявленные нарушения требования законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Саидова Х.М. поддержала исковые требования по указанным в них основаниях.
Представитель ответчиков: «Избербашский универсальный рынок» и «Дагпотребсоюз», подал отзыв на искровое заявление и возражение на дополнение исковых требований. Он указал, что доводы искового заявления противоречат нормам процессуального права, прокуратурой <адрес> неправильно определена подсудность и «Дагпотребсоюз» не является ответчиком.
Доводы исковых требований прокуратуры <адрес> ущемляют права ООО «Избербашский универсальный рынок» «Дагпотребсоюза».
Избербашский городской суд ДД.ММ.ГГГГ дает поручение ОНД и ПР № УНД ГУ МЧС России по РД о проведении проверки в отношении ООО «Избербашский универсальный рынок» «Дагпотребсоюза» на предмет устранения ранее выявленный нарушений правил пожарной безопасности и наличия (отсутствия) других нарушений, что фактически является нарушением независимости суда, принципов состязательности и равноправия сторон.
Проверка ООО «Избербашский универсальный рынок» «Дагпотребсоюза» проведена с нарушением федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ранее ООО «Избербашский универсальный рынок» «Дагпотребсоюза» представило копию постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и справку от ДД.ММ.ГГГГ об устранении ранее выявленных нарушений правил пожарной безопасности по требованию прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому все нарушения правил пожарной безопасности устранены.
В судебном заседании представитель ответчиков Оганесян А.Х. исковые требования прокуратуры <адрес> не признал и просил отказать в иске. Он пояснил, что Дагестанский Союз потребительских обществ неправильно привлечен в качестве ответчика. Он является учредителем и не несет ответственность за деятельность юридического лица. Споры между юридическими лицами рассматриваются в Арбитражном суде. Все выявленные нарушения были устранены, судом необоснованно дано поручение о проведении проверки на ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО7 поддержал оглашенную в суде справку о том, что на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (средств пожарной сигнализации) Постановление правительства РФ № п. 54); ширина прохода между торговыми рядами ведущего к эвакуационным выходам менее 2 м (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) (ППР); допускается установка пожарных извещателей близи от электропроводов и осветительных приборов менее 0,5 м.; (СП 484.1311500.2020); размещение приборов, функциональных модулей не установлены в местах, позволяющих осуществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание (СП 484.1311500.2020).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению частично.
Из пояснений представителя истца, а также из справки по результатам проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности усматривается, что на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (средств пожарной сигнализации) Постановление правительства РФ № п. 54); ширина прохода между торговыми рядами ведущего к эвакуационным выходам менее 2 м (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) (ППР); допускается установка пожарных извещателей близи от электропроводов и осветительных приборов менее 0,5 м.; (СП 484.1311500.2020); размещение приборов, функциональных модулей не установлены в местах, позволяющих осуществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание (СП 484.1311500.2020).
Следовательно, подлежит удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия ООО «Избербашский универсальный рынок» и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз», выразившегося в необеспечении соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Избербашского универсального рынка, а также об обязании ООО «Избербашский универсальный рынок» в лице директора ФИО3 и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз» в лице председателя ФИО4 устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В связи с тем, что ООО «Избербашский универсальный рынок» имеет паспорт безопасности, иск о признании незаконным бездействие ООО «Избербашский универсальный рынок» и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз», выразившееся в необеспечении соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, а также об обязании ООО «Избербашский универсальный рынок» в лице директора ФИО3 и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз» в лице председателя ФИО4 устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства разработать и утвердить в установленном порядке паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О противодействию терроризму», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ООО «Избербашский универсальный рынок» и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз», выразившееся в необеспечении соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Избербашского универсального рынка.
Обязать ООО «Избербашский универсальный рынок» в лице директора ФИО3 и Дагестанский Республиканский союз потребительских обществ - «Дагпотребсоюз» в лице председателя ФИО4 устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в справке дознавателя ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья М.М. Ахмедханов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ